О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плавает, как летает!

На выставке вооружений в Нижнем Тагиле ажиотаж вызвал небольшой белый самолет-амфибия CA-1, производимый НПО "Автоматики"

На предыдущей выставке вооружений в Нижнем Тагиле настоящий ажиотаж вызвал небольшой белый самолет-амфибия CA-1, производимый НПО "Автоматики" (генеральный директор Л. Шалимов). Вокруг него постоянно толпились любопытствующие и специалисты, а свердловский губернатор Эдуард Россель обратил на него отдельное внимание журналистов и руководителей заинтересованных ведомств.

Что же за летающее чудо изобрели в Екатеринбурге на заводе, расположившемся на производственной площадке государственного предприятия НПО "Автоматики"?

- Эта "птичка" действительно уникальна, - рассказал "РГ" директор филиала ФГУП НПОА "Статус-Авиа" Владимир Бурцев. - Это многоцелевая высокоэффективная машина, не требующая специального обслуживания и большого подготовленного аэродрома. Наша амфибия взлетает и садится с травяного поля и любой водной поверхности. Аналогов ей нет в России, где малое самолетостроение пока только зарождается.

Реальное превосходство самолета-амфибии СА-1 лучше всего представлять в сравнении. Скажем, известный всем "кукурузник" - самолет АН-2 (производимый, кстати, в Польше).

Экипаж у него - два человека, и два техника на земле должны обслуживать его, каждые семь дней производить регламентные работы. У СА-1 - один пилот, он же техник. Специального обслуживания на земле, как и регламентных работ, не требуется вообще, только визуальный осмотр перед полетом.

Теперь о топливе. Ан-2 летает на дорогостоящем авиационном бензине, которого "съедает" в час 260 литров. Амфибия Бурцева заправляется обычным автомобильным бензином АИ-95 и тратит его в час меньше 35-ти литров. Отсюда и себестоимость одного часа полета. У "кукурузника" она сегодня составляет 15-20 тысяч рублей, а у "Статус-Авиа" - одну тысячу рублей. При этом Ан-2 в стандарте, как известно, вообще не водоплавающий самолет.

Уральская амфибия взлетает с земли, разбег в 60 метров, а на воде - в 190 метров. Скажете, вертолет вообще "с точки" взлетает? Хорошо, сравним "Статус-Авиа" с вертолетом. Например, самый распространенный Ми-8. Экипаж у него - три человека, плюс два техника на земле. Даже если он не летает, дорогостоящие регламентные работы с ним необходимо проводить каждый месяц. На час полета Ми-8 тратит тонну (!) авиационного керосина. Притом, устаревший морально, этот вертолет стоит на рынке полтора миллиона долларов, а современный "Статус-Авиа" - 120 тысяч евро. Как говорится, почувствуйте разницу.

- Да, Ми-8 - вместительный вертолет, - говорит Владимир Бурцев. - У нашего "Статуса" только пять мест в салоне. Но посмотрите, как обычно используется этот большой и страшно дорогой вертолет. Летит он, скажем, по заданию лесоохраны - в нем один - максимум два наблюдателя. Наша "птичка" в этом смысле в разы экономически выгодней. Она удобна для пожарных, сотрудников МЧС, газовиков и нефтяников - осматривать трубопроводы, для рыбаков, лесников, экологов, промысловиков и просто туристов. Даже меньший вертолет Ми-2 чрезвычайно затратен по сравнению со "Статусом", потому что он летает на том же авиакеросине, требует наземного обслуживания и регламентных работ, а кроме того, продается за полмиллиона долларов при стоимости часа полета 15-20 тысяч рублей.

Да, экономика Бурцева - вне конкуренции. Но Владимир Александрович еще не сказал, что его "Статус" незаменим при проведении поисково-спасательных операций. Амфибия "Статус" летит до 700 километров без дозаправки на высоте до четырех километров и легко может сесть даже на заснеженное поле или грунтовую дорогу. Запаса авиакеросина ему, как понимаете, не требуется. Он может заправиться на любой автозаправке.

В этом году филиал НПО "Статус Авиа" должен получить государственное свидетельство эксплуатанта и сам начнет обучать летчиков-любителей и обслуживать проданные самолеты. А желающих купить уникальный самолет хватает. Те, кто понимает в этом деле, знают: на "Статусе" летать можно по-настоящему!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка