О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пионер интеграции

Рассказывает гендиректор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", сопредседателем Совета директоров Российского авиаприборостроительного альянса, С. Бодрунов

Наш разговор - с одним из ведущих топ-менеджеров российской "оборонки" - генеральным директором ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", сопредседателем Совета директоров Российского авиаприборостроительного альянса, доктором экономических наук Сергеем Бодруновым.

- Сергей Дмитриевич, с какими проблемами вам больше всего приходилось и приходится сталкиваться?

- Мы все увереннее входим в мировой рынок, где нам противостоят гиганты, имеющие за плечами огромный опыт рыночных отношений, значительные финансовые возможности и опирающиеся на самые передовые технологии. Более того, эти компании в последнее время начинают активно работать на российском рынке и на рынке стран СНГ. Выход один - интеграция с целью концентрации всех ресурсов во имя создания конкурентоспособного и востребованного на рынке продукта. Это значит, надо вкладывать деньги, причем немалые, практически без права на ошибку. С другой стороны, необходимо четко понимать, чего ты хочешь добиться. Российский авиаприборостроительный альянс создавался как базис для формирования объединенной интегрированной структуры. Однако уже в конце 2003 - начале 2004 года начался пересмотр практически всех ранее принятых и утвержденных правительством программ в области авиастроения. Возник некий вакуум ориентиров - старые программы уже не работали, а новых четких задач еще не было. Сейчас ситуация изменилась. Мы получили недавно ориентиры в виде утвержденной минпромэнерго стратегии развития авиапрома. В эти дни президенту должна была быть представлена на утверждение государственная программа развития вооружений (ГПВ) до 2015 года. В конце 2005-го в основном была сверстана и сейчас готовится к утверждению новая редакция целевой программы развития оборонной промышленности.

С созданием военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ у нас сразу оживились практически все процессы как в области производства, так и в бизнесе. Нам удалось пройти этот период "вакуума" без серьезных осложнений: несмотря на снижение объемов продаж в авиапроме России в 2004-2005 годах ситуация у нас неплохая. В рейтинге оборонных предприятий России "Аэрокосмическое оборудование" занимает пятое, а в авиапроме -второе место по суммарной выручке (оборонная плюс гражданская продукция) за 2005 год. Мы обошли по этому показателю даже таких гигантов авиапрома. как АХК "Сухой" и РСК "МиГ", но не сумели "обогнать" только набравшую солидные темпы корпорацию "Иркут".

- Вы упомянули о корректировке производственных программ. В чем суть изменений?

- Например, наряду с продолжением работ в истребительной авиации, мы переходим к более активной деятельности по учебно-боевому самолету Як-130, для которого предприятия Российского авиаприборостроительного альянса разработали новый борт. Очень важно, что Як-130 будут закупать российские ВВС, что способствует росту его маркетингового потенциала. Недавно Сергей Иванов подчеркнул, что необходимо принимать у себя на вооружение ту технику, которую мы продвигаем за рубеж, иначе к ней падает доверие потенциальных заказчиков.

Продолжаются наши работы над радаром "Оса" с фазированной антенной решеткой. Эту РЛС мы предлагаем для оснащения легких боевых самолетов.

Мы реализуем серьезные задачи по диверсификации производства. Сейчас значительные силы корпорации привлечены к решению проблемы создания отечественной импортозамещающей автоэлектроники. Эту тему мы считаем перспективной, и в составе группы "Аэрокосмическое оборудование" создана специальная структура. Активизация в этом секторе связана с тем, что Европа резко ужесточает свои требования к автомобильной технике, и если их не выполнять, то отечественному транспорту путь на запад будет закрыт. Мы сумели вовремя оценить ситуацию и свои реальные возможности. В итоге нами создано около тридцати наименований самых современных приборов, значительной частью которых сейчас оснащаются новейшие КамАЗы и ряд других автомобилей. С КамАЗом мы подписали генеральное соглашение, объем поставок в этом году составит свыше 30 миллионов долларов, а по согласованному графику через пять лет мы выйдем на уровень ежегодных поставок в объемах примерно 140 миллионов долларов. Начались поставки и на ПАЗ, УАЗ, ВАЗ.

В свете активного вхождения в Россию зарубежных автогигантов, строящих свои заводы с условием выполнения требований по 40-процентной локализации, мы считаем, что очень перспективным является рынок локализации комплектующих для производимых в России иномарок. Мы уверены, что значительный объем приборной части западных машин будет не только изготавливаться, но и разрабатываться в нашей стране, в том числе и специалистами нашей компании. Мы намерены приступить к реструктуризации собственных активов. Скорее всего, мы избавимся от активов, потерявших для нас актуальность и рыночную перспективу, и приобретем то, что отвечает стратегическим интересам, в том числе в области гражданской авиации, автомобилестроения и так далее.

- Каковы перспективы корпорации "Аэрокосмическое оборудование" в плане экспортных поставок?

- Прежде всего, они связаны с продвижением на мировой рынок самолетов Су-27К, Су-30МК, Як-130, вертолетов, вспомогательной техники и оборудования. Большую работу мы ведем в сфере поставки запчастей к ранее поставленной технике российского производства и оказания услуг по сервисному обслуживанию. Отмечу, что головная компания корпорации является одним из трех основных участников программы лицензионного производства Су-30МКИ в Индии и имеет право самостоятельного экспорта в сфере ВТС.

Индийские военные после длительного анализа рынка предложили нам участвовать в создании центра подготовки летчиков на базе тех тренажеров, которые мы создаем для отечественных ВВС. Об этом мы договорились с главнокомандующим ВВС Индии маршалом Ш.П. Тьяги во время его визита в Российский центр авиационного тренажеростроения, созданный Корпорацией с участием АХК "Сухой"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка