О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушная механика

Отечественных институтов, сумевших после постперестроечного кризиса сохранить "советский" потенциал, не так много. Багаж их наработок способен оказать воздействие на коренные преобразования в отрасли

Решение насущных проблем российской авиации - задача, требующая серьезного комплексного подхода. Приоритетным направлением в этой связи является модернизация парка гражданских самолетов. И хотя отечественных институтов, сумевших после постперестроечного кризиса сохранить "советский" потенциал, не так много, багаж их наработок и сейчас способен оказать воздействие на коренные преобразования в отрасли.

Примером вышесказанному может служить прославленный Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова (СНТК). Переоценить вклад его сотрудников в развитие авиационной отрасли СССР, а затем и России, сложно. И этому есть веские причины - огромное количество уникальных проектов и разработок. Двигатели, конструируемые на СНТК вот уже шесть десятилетий, являются гордостью отечественных ученых и зачастую не только не имеют аналогов в зарубежном производстве, но и буквально опережают свое время. Еще во время Николая Кузнецова - первого руководителя комплекса, который ныне носит его имя, большинство из созданных в Самаре двигателей были отмечены характеристиками "впервые в мире" или "впервые в СССР".

В конце июня СНТК отметил свое 60-летие. "Вторая молодость" самарской авиационной отрасли между тем достигалась не только через ударные советские будни; сотрудникам комплекса пришлось пройти и через реалии глобального реформирования российской экономики. Однако СНТК сумел не только удержаться на плаву, но и войти в новый век конкурентоспособным опытно-конструкторским бюро, вполне готовым подписаться под словами президента России об усилении отечественного авиапрома.

Разумеется, ренессанс имел место быть благодаря грамотной политике нового руководства и наработанным за прежние пять десятилетий крепким рабочим традициям. СНТК начал возвращаться к жизни.

- В середине прошлого десятилетия нам удалось вернуть в конструкторское бюро талантливейших специалистов, - говорит генеральный директор ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" Сергей Тресвятский, возглавивший комплекс в крайне трудный для последнего 1994 год. - Медленно, но верно мы сокращали размеры задолженностей перед кредиторами и восстанавливали имидж перед крупными заказчиками: системой гражданской авиации, Минобороны и энергетическим комплексом. Мы доказали свою дееспособность не только словами, но и трудом.

И на текущий момент целый ряд конструкторско-исследовательских работ СНТК одобрен министерством обороны. Кроме того, комплекс включен в государственную программу перевооружения по модернизации Ту-160.

- СНТК обладает уникальными наработками, аналогов которым в мире не найти, - продолжает Сергей Тресвятский. - Сюда можно отнести и нашу экспериментальную базу, которая довольно-таки молода по сравнению с комплексами наших коллег - ей всего десять лет. Современные стенды позволяют производить испытания, диагностику и экспериментальную работу на отдельных деталях...

Сегодня в СНТК имеется и комплекс по узловой доводке двигателей, где реальные условия эксплуатации моделируются для отдельных узлов еще до сборки. Аналог этому только один в мире. Серьезным ресурсом самарские конструкторы считают и "залежавшийся" НК-93, о котором говорилось выше. Как стало известно "РГ", в настоящее время два образца - основной и запасной - переданы на испытания в летно-исследовательский институт.

- По личному указанию президента РФ нам были выделены средства на "летающую лабораторию" Ил-76ТД, - подчеркивает генеральный директор СНТК. - Это - уникальная в своем роде технология, которая позволяет испытывать авиационные двигатели в реальных условиях полета, и единственная в стране лаборатория, способная проводить испытания двигателей большой тяги. Впрочем, мы готовы заниматься и легкими двигателями, например, НК-123, для которого уже разработана конструкторская документация...

Естественно, в Самаре отдают себе отчет: пока потребность в двигателях в отечественном "воздушном пространстве" низка. Соответственно, есть стимул к тому, чтобы волжские идеи и решения вдохновляли западные компании. С другой стороны, в СНТК сейчас уверены, что государство уже начинает поворачиваться лицом к авиапрому, и есть динамика, есть решения, позволяющие надеяться на лучшее. И, как кредит уважения к этим решениям, в СНТК уже планируют свою работу на послеюбилейный 2007 год. В частности, увеличение объема работ по испытаниям и возможности создания двигателя на основе современных технологий для авиации, например, работающего на жидком водороде, что является частью программы развития гражданской авиации. И, памятуя о прежних достижениях самарцев, зная о богатых возможностях нового дня, вопрос, удастся ли самарским инженерам-разработчикам сказать еще одно веское слово в современной "воздушной отрасли", скорее, риторический. Безусловно, да!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка