О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Режимный сбой. Детали для боевого самолета продавали ведрами

В Калининском райсуде столицы Башкирии огласят приговор одной из крупнейших группировок "контрабандистов", снабжавших деталями для двигателя боевого истребителя Су-27 Китай, Украину и Индию

На следующей неделе в Калининском райсуде столицы Башкирии огласят приговор одной из крупнейших группировок "контрабандистов", снабжавших деталями для двигателя боевого истребителя Су-27 Китай, Украину и Индию. Суд длился больше двух лет, и наказание виновных в разработке нелегального канала сбыта военных изделий является несомненным успехом правоохранителей сохранении обороноспособности страны.

Цепочка, по которой передавалась военная продукция, привела сыщиков к московской фирме, не имеющей разрешения на вывоз запчастей двойного назначения, однако легко торговавшей ими с иностранными партнерами. Способ продажи деталей к боевым самолетам был прост - ворованные изделия отгружались за рубеж по липовым накладным и пересекали границу как комплектующие для электростанций. Отлично отлаженный криминальный бизнес благодаря уфимским оперативникам был сломан, а на скамье подсудимых, кроме тех, кто выносил с режимного завода продукцию, оказались сын бывшего заместителя министра гражданской авиации Игорь Горлов, экс-представитель сингапурской фирмы "Рейтроник" Юрий Медведев, бывший начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО "УМПО" Владимир Ковалев. Именно эта преступная группа снабжала страны, купившие у России Су-27, "левыми" запчастями, которые для иностранных покупателей оказывались неизмеримо дешевле. Заинтересованность иностранных государств в нелегальных комплектующих к двигателям российских истребителей вполне понятна - оборонная продукция, оформленная как гражданская, обходилась гораздо дешевле, и, кроме того, в подобных сделках не требовалось участия российских государственных органов, контролирующих экспорт военных разработок и способных наложить вето на торговлю с подозрительным иностранным партнером. Кроме того, технология изготовления ремкомплектов к военным истребителям продаже не подлежит, а сметливые бизнесмены тащили с оборонного завода не только продукцию, но и документацию к ней.

Форсаж для электростанции
- Вот список, - мужчина, приехавший на встречу с замдиректора основного производства одной из площадок УМПО, протянул документ на 21 странице. В нем значилось не менее 420 позиций наименований изделий, необходимых для сборки двигателя военного самолета.
- Сможешь достать?

- Сколько будет стоить? - задал вопрос большой начальник моторостроительного объединения.

Когда визави ответил, топ-менеджер удовлетворенно кивнул. И уже через два месяца принес заказ.

- Где взял? - поинтересовался заказчик.

- Ну, не в магазине же купил, - осклабился продавец.

Уникальные запчасти для движка военного самолета Су-27 производятся в России всего лишь на двух заводах - Уфимском моторостроительном производственном объединении и московском "Салюте", обидно, что на преступление пошли сотрудники башкирского производителя. На скамье подсудимых - 17 человек, заработавшие состояния на контрабанде "серых" узлов. Заказчики щедро оплачивали кражи в иностранной валюте, рассчитываясь с воришками долларовыми купюрами. В криминальный бизнес были вовлечены не только рабочие, обрабатывавшие заказы, но и практически все начальники цехов и даже руководители производства. Впрочем, без участия начальства преступная группировка вряд ли просуществовала бы долго - на УМПО действовало положение, позволяющее не досматривать на проходной высшее звено. Именно этот факт стал решающим, когда бесперебойно заработал канал, по которому перебрасывалась оборонная продукция из Уфы в Москву. Фемида рассмотрела лишь один эпизод контрабандных поставок, когда "экспортеров" удалось задержать с поличным - с набитыми ворованными высокотехнологичными изделиями сумками. Однако подсудимые не скрывают - случаев перевозки комплектующих для двигателя военного истребителя Су-27 было намного больше.

- Мы хотели купить детали для электростанций, - оправдывались потом китайцы, которые и заказали весь нелегальный товар.

- А форсаж электростанции зачем? - смеялись над незадачливыми покупателями сыщики.

- Да если бы я знал, что я способствую контрабанде, что детали, которые я вынес с завода, продадут в Китай, разве стал бы я в этом участвовать? - возмущался один из пролетариев на суде, когда ему прочитали обвинительное заключение.

Рабочий не видит за собой вины в государственном преступлении, считая, что просто выполнил "левый" заказ.

Подобное наследие советского прошлого существует на любом производстве, каждый из высококлассных токарей и фрезеровщиков берется на рабочем месте сделать шабашку. Однако справить соседу велосипедную цепь или сделать "налево" уникальную продуваемую лопатку для ротора военного истребителя, большая разница. Та самая лопатка для турбины по государственным ценам обошлась бы иностранным покупателям свыше, чем 1000 долларов, кравшие детали рабочие получали за специфический механизм, который невозможно сделать ни на каком другом производстве, всего лишь 100 "зеленых". Зато неизмеримый ущерб несло государство.

Надо сказать, что начальники цехов, мастера и наладчики, как только были пойманы за руку, принялись давать чистосердечные признания и не только сдали все приготовленные на продажу детали, но и полученные за свой криминальный труд доллары. У каждого из подсудимых есть оправдания: один утверждает, что ему необходимы были средства на излечение больной раком жены, второй ссылается на тяжелое материальное положение в семье и недуг внучки. Суммы выданных следствию денег: 2000 долларов, 7000, 14000, 27000… Это то, что нечистоплотные заводчане не сумели истратить, прикупив себе по даче и машине. Любопытно, что большая часть подсудимых давно перешагнула за 50-летний рубеж, и трудно назвать этих людей легкомысленными. Однако, судя по всему, тачавшие "налево" оборонную продукцию свои действия низостью не считали: "Это же распоряжение, начальства, не так ли?"

Преступная группировка, занимавшаяся контрабандой военных запчастей, именно тем и была сильна, что в нелегальном сбыте участвовали заводские чины, которые, казалось бы, вне подозрений. Причастность к криминальному бизнесу некоторых из подельников следствию доказать не удалось. Многие из них как высококлассные специалисты до сих пор трудятся на родном заводе. Неужели так сильно стяжательство в наших душах, что мы готовы продать не только родину, но и самоуважение?

Тяжелый груз

Двое мужчин, поднимая громоздкие сумки, протягивали проводнице 39-го поезда "Уфа-Москва" свои билеты, когда их задержали сотрудники башкирского УФСБ. В тяжелых баулах, которые вез бывший представитель сингапурской фирмы Юрий Медведев в Первопрестольную, оказалось многое из ассортимента выпускаемых на УМПО деталей для сборки двигателя военного истребителя.

- А они часто в Москву с тяжелыми сумками ездят, - тут же сдала "знакомых" пассажиров словоохотливая проводница.

В машине, которая привезла родственников на вокзал, оказалась еще одна упаковка с дорогостоящими запчастями к движку боевого Су-27. Когда эксперты оценили добро контрабандистов, сумма похищенных с завода уникальных изделий превысила три миллиона рублей. Выяснилось, что и у себя дома Медведев хранил заводские изделия, которые еще только готовились к отправке. Если учесть, что "ходки" в Москву совершались не единожды, можно представить себе, какой ущерб понесло УМПО и оборонное производство страны в целом.

Как утверждали на суде "несуны", необходимые запчасти они собирали… из брака или условно годных заготовок, доводя их до "кондиции". Алчность тех, кто "толкал" запчасти для двигателей военных самолетов за границу, поражает. Ведь в случае, если бы наши истребители, проданные иностранцам, начали рассыпаться от бракованного металла, пострадал бы престиж России как военной державы. Не говоря уже о возможных человеческих жертвах и вероятных трагедиях. Однако, как рассказывают подсудимые, вынося в карманах одежды изделия за проходную, они об этом не думали.

- Я брал детали из тех, что забраковал ОТК и отправил на доработку, - почти хором рассказывали все задержанные мастера участков. - Потом надеялся изъятые запчасти списать на брак.

Вряд ли иностранцы, участвовавшие в криминальных схемах, отдавали себе отчет, что получают товар не только не лучшего качества, но и несущий особую опасность. Военный истребитель - сложная машина, и причиной выхода его из строя могут оказаться некондиционные винт, шайба, шестерня или болт, которые с УМПО выносили ведрами.
Впрочем, об одном случае, когда Су-27 по неизвестным причинам стал неуправляемым, знает широкая публика. Самолет рухнул в 2002 году на Львовском авиашоу прямо на толпу зрителей, убив 78 человек и ранив более сотни. Кто знает, не бракованные ли винты или лопатки, вынесенные с УМПО, стали тому причиной?

Закон и аэродинамика

Мужчина, появившийся на проходной, был одет, как персонаж голливудского боевика - черная шляпа, надвинутая на глаза, и кожаный плащ до пят. Как рассказывал 51-летний начальник цеха №5 Степан Вонизов, отправляясь утром на работу, он намерено подбирал одежду, чтобы после смены вынести заказанную трубу длиной с его рост! Агрегат Степан запихивал под длинный плащ и, скованный, как робот, проходил через охрану. Смысл идти на такие ухищрения был - за вынесенные с завода аэродинамические трубы и патрубки Вонизов, заслуживший прозвище "трубочиста", получил 7000 долларов. После того как канал был раскрыт и поставки прекратились, руководство завода пересмотрело положения о досмотре и ужесточило учет и контроль за производимыми деталями и браком. В 2002 году все было иначе.

Медведев не только доставлял детали в Москву, но и вместе с напарником держал связь с московскими заказчиками. Удивительно, но Медведева однажды задержали на Курском вокзале постовые милиционеры. В сумке у странного пассажира находились ремонтный комплект регулятора сопла и форсажа для боевого самолета, и он не смог пояснить стражам порядка, для чего везет с собой столь интересный набор. Комплектующие у коммивояжера забрали, поверив, что он вынес их с челябинского завода "Агрегат", и отпустили восвояси. Мужчина не увидел в этом событии никакого предзнаменования, продолжая заниматься продажей ворованных запчастей. Впрочем, от столь прибыльного дела нелегко отказаться в одночасье, тем более, когда спрос так велик.

- Когда мы приехали в Москву, то нас сразу встретили и отвезли на базу, - рассказывал Юрий Медведев. - Детали принимали в складском помещении. За все, что я привез, мне сразу выплатили 51100 долларов, за вычетом 30 процентов человеку, который заказывал поставки, остальное поделил между своими.

Надо сказать, что организаторы преступного промысла "делились со своими", мягко говоря, в неравных долях. Начальники цехов, полностью обеспечивающие бесперебойное воровство оборонных запчастей, получали на всех лишь половину этой суммы.

Конечно, винить в промышленной контрабанде заводчан, купившихся на хрустящие купюры, было бы глупо. Понятно, что для того, чтобы с завода в таких объемах уводились запчасти для военных самолетов, нужна была отлаженная система криминального сбыта. Как ни странно, оказалась замешанной в преступлении фирма "Авиаэкспорт", владеющая лицензией на экспорт гражданских изделий, но не имеющая права поставлять за рубеж авиадетали к боевым самолетам. Наверное, здесь были уверены, что нелегальными запчастями торговать с иностранными партнерами и проще, и выгоднее. А иначе, почему на скамье подсудимых оказался старший менеджер по внешнеэкономической деятельности "Авиаэкспорта" Игорь Горлов? Игорь Викторович - отпрыск замминистра гражданской авиации СССР Виктора Горлова, и ему, наверное, сам Бог велел заняться во взрослой жизни авиадеталями. Именно сын высокопоставленного отца высылал по рабочему факсу уфимским "коллегам" список изделий, которые надо было вынести с завода, он же расплачивался с незадачливыми контрабандистами.

- Это личный бизнес Горлова,- пытались откреститься от попавшегося коллеги в "Авиаэкспорте".

Конечно, Горлову, как человеку с большими связями в авиационном бизнесе, проще всего было организовать нелегальную доставку режимной продукции с оборонного завода. Однако даже очень сметливому коммерсанту было бы сложно в одиночку отработать схему отмыва "серых", запрещенных к продаже за рубеж военных деталей и превращения их в "белые", гражданские. По версии следствия, сотрудники "Авиаэкспорта" на утерянные паспорта зарегистрировали несколько фирм, которые и выдавали чистые накладные на привезенные из Уфы ворованные узлы. И лишь легализовав изделия, якобы необходимые для ремонта электростанций, военная продукция шла на продажу иностранцам. Самое смешное, что производителем всего оборонного товара, судя по документам, оказывался Калужский завод трансформаторов, не существующий в природе. Однако отсутствие на карте страны такого трансформаторного производства не мешало аферистам требовать от налоговых органов возмещения НДС. То есть, умелые "экспортеры" надували государство дважды, сначала торгуя левыми запчастями, а потом еще и получая возврат налогов, как если бы за эти комплектующие они заплатили реальную стоимость. Понятно, что Горлов не мог быть единственным предпринимателем разработанной многими умами и не единожды апробированной технологии, трудно представить, какой размах имел и имеет подобный криминальный бизнес в масштабах страны. И сколько еще ходит по вокзалам мужичков с толстыми сумками, набитыми изделиями оборонных заводов?

И кто знает, не кроется ли причина авиакатастроф, обрушившихся в последнее время на Россию, в существовании подобных способов покупки и продажи дешевых "левых" деталей? И не серый ли рынок бракованных запчастей, проданных доброхотами на сторону за пределы заводов, собирает сейчас кровавый урожай....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский Комсомолец в Уфе». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка