О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сбиты не в бою

Комиссии по раследованию катастрофы Су-27 предстоит ответить на вопросы,почему подвел самолет, способный летать в любых погодных условиях и почему опытные пилоты не воспользовались катапультами

Вчера в Калининградской области обнаружены бортовые самописцы разбившегося фронтового бомбардировщика Су-27. Напомним, что боевой самолет с двумя летчиками на борту должен был принять участие в воздушном параде по случаю Дня Военно-морского флота. Но, вылетев с аэродрома в Черняховске, он рухнул возле поселка Медовое Багратионовского района. Как рассказал нашим корреспондентам вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов, оба члена экипажа - полковник Виктор Пошехонцев и подполковник Борис Седов погибли. Глава военного ведомства выразил соболезнование семьям этих офицеров и подчеркнул, что уже подписал приказ о расследовании авиакатастрофы.

Этой комиссии и начавшемуся следствию предстоит ответить на непростые вопросы: почему подвел суперсамолет, способный летать в любых погодных условиях и в любое время суток? Почему опытные пилоты не воспользовались катапультами? Впрочем, нашим ВВС все чаще приходится искать ответы на подобные загадки. Только за последние пару месяцев в аварийные ситуации попали еще два боевых самолета. В Псковской области при взлете с аэродрома в городе Остров получил повреждения Су-24. К счастью, пилоты - летчик-стажер Николай Федотов и летчик-инструктор Сергей Кукушкин - отделались легким испугом. Пострадало, как говорят авиаторы, "только железо". Но в тот же день в Брянской области недалеко от деревни Соколья Слобода разбился штурмовик Су-25, выполнявший плановый полет в составе звена из четырех самолетов. Погиб заместитель командира авиаполка подполковник Андрей Ваховский.

Если верить выводам многочисленных комиссий, создаваемых после каждой авиакатастрофы, подобный "самолетопад" вызван цепью случайных промахов экипажа, случайных ошибок наземных служб, управляющих полетами, и случайных отказов в системах крылатых машин. Но опытные пилоты придерживаются несколько иного мнения. Если техника действительно может дать непредсказуемый сбой, то люди допускают ошибки в воздухе по вполне объяснимым причинам.

Герой России заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев как-то заметил: "Наши летчики умеют хорошо летать, но быстро теряются в нештатной ситуации. Их плохо учат, как надо при этом действовать". Летчик, как пианист, чтобы не утратить мастерство, должен постоянно тренироваться. Сейчас вроде бы эта проблема решена - учебно-тренировочные полеты идут регулярно. Но, по мнению некоторых специалистов, пилоты боевых машин, особенно те, кому перевалило за 30, слишком долго сидели на земле. Большинство навыков они быстро восстановили, но какие-то утратили навсегда. Похоже, менее придирчивой и дотошной стала и военная медицина. Тот же 44-летний Андрей Ваховский погиб от того, что перегрузки спровоцировали у него движение камней в почках. В результате - микроинсульт, потеря управления самолетом, падение. В медкнижке подполковника была запись о его болезни. Но летчику спокойно разрешали выполнять сложнейшие полетные задания. К сожалению, некоторые пилоты, дорвавшись наконец до полетов, начинают забывать не только о требованиях дисциплины, но и об элементарной осторожности. По меньшей мере три авиакатастрофы в прошлом году произошли из-за лихачества, а то и воздушного хулиганства военных летчиков. У гражданских пилотов проблем в этом плане не меньше. Может, пора завести на небе свою авиационную ГАИ?

Комментарий эксперта

Петр Дейнекин,
бывший главком ВВС России:

- Я бы не стал сгущать краски. Наверное, не все знают, что в советские времена военная авиация теряла от 90 до 130 самолетов ежегодно. У нас любят пугать цифрами: мол, за 15 лет разбилось более 10 Су-24. Но при этом забывают, что эти самолеты в Чечне воевали. Надо детально разбираться в причинах каждого летного происшествия, а потом уже делать выводы.

В любом случае, каждая катастрофа - тяжелый удар для всей военной авиации, трагедия для семей, родных, друзей летчиков. Надо стремиться, чтобы таких трагедий было как можно меньше. А для этого пилоты должны летать и летать! Для их обучения необходимо отпускать столько горючего, сколько требуется.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка