Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Александр Воронов, Андрей Козенко
Опубликовано: 01.08.2006, 11:57

В Домодедово потерпел крушение Ту-114


В подмосковном Домодедове демонтирован и распилен на металлолом символ аэропорта, памятник авиации Ту-114. Как заявили в группе "Ист Лайн", управляющей аэропортом, памятник "находился в аварийном состоянии" и "стал опасен для людей". В ОАО "Туполев" заявили, что самолет приобрел бы любой музей, в чем ОАО могло бы помочь "Ист Лайну", однако с подобными предложениями оттуда не обращались.

Демонтаж Ту-114 с бортовым номером 76464, стоявшего на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово с 1977 года, технические службы "Ист Лайна" начали 28 июля. Самолет распилили на несколько огромных частей. "Решение о демонтаже принято по двум причинам: во-первых, на месте памятника по плану реконструкции будут парковочные площади. Во-вторых, этот Ту-114 - очень старый. Он находится в аварийном состоянии",- сообщили в пресс-службе "Ист Лайна".

Первоначально планировалось, что Ту-114 переместят в район расположенного недалеко от терминала "Аэроотеля". Еще в мае этого года в "Ист Лайне" утверждали, что не будут утилизировать Ту-114. "Планируется отреставрировать данный самолет и перенести на другое место",- заявляла тогда начальник группы контроля качества "Ист Лайна" госпожа Мухина. Однако вчера в пресс-службе компании заявили, что Ту-114 "восстановлению не подлежит". "Мы понимаем, что он стал визитной карточкой Домодедово. Свадебные кортежи рядом фотографировались. Но он стал опасен для стоящих рядом с ним людей",- добавили в пресс-службе.

Пассажирский самолет Ту-114 построен на базе военного Ту-95. Длина 54 м, размах крыльев 51 м, четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ. Всего был построен 31 серийный самолет. Ту-114 эксплуатировались с 1961 по 1976 год на линиях большой протяженности, например Москва-Хабаровск и Москва-Нью-Йорк. Борт 76464 1959 года выпуска был установлен в Домодедове как памятник сверхдальней турбовинтовой авиации.

В настоящее время сохранились лишь три машины Ту-114: в центральном музее ВВС РФ в Монино, музее гражданской авиации в Ульяновске и в украинском Кривом Роге.

"Это форменное безобразие,- заявил Ъ ректор Московского авиационного института Александр Матвиенко.- Это легендарный самолет с уникальной силовой установкой с соосными винтами, на нем Хрущев (генсек ЦК КПСС Никита Хрущев.- Ъ) в Америку летал. Сергей Михайлович Егер, соратник Туполева (авиаконструктор Андрей Туполев.- Ъ), рассказывал, что когда летал с Хрущевым, то истребители отставали от самолета, а в Париже для Ту-114 с его огромными винтами не нашлось подходящего трапа".

Это уже не первый случай утилизации памятников авиации в России. В мае прошлого года в аэропорту Внуково был демонтирован первый советский пассажирский реактивный лайнер Ту-104. Правда, вскоре во Внуково привезли другой Ту-104 и установили при въезде в аэропорт. По словам господина Матвиенко, в Жуковском собрались утилизировать другой легендарный авиалайнер, реактивный Ту-144, но в последний момент его уничтожение "еле-еле остановили горожане, собрав деньги всем городом". "К сожалению, сегодня в России не чтут исторические ценности,- заявил ректор МАИ.- В Штутгарте есть музей, где стоит Ту-144. Так вот, немцы эту "тушку" из России вывезли в разобранном виде, чуть ли не на личных автомобилях".

"Очень обидно, можно было сохранить самолет,- считает директор по общим вопросам ОАО "Туполев" Александр Затучный.- Любой музей, если не у нас, то за рубежом, с удовольствием его бы приобрел". По его словам, "домодедовский" Ту-114 музеи взяли бы "даже в некондиционном виде". "Если бы к нам обратились, то мы попытались бы что-то сделать,- заявил директор по общим вопросам ОАО "Туполев".- Но к нам никто не обращался".

 

Дайджест прессы за 1 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 1 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Туполев, ИСТ ЛАЙН (в процессе тестирования)