Источник: газета «Бизнес & FM»
Автор: Ольга Кувшинова, Алексей Савкин
Опубликовано: 04.08.2006, 11:05

Несостоявшаяся распродажа


План приватизации федерального имущества на 2007 год, одобренный вчера правительством, должен принести казне 41 млрд руб. Как сообщил глава Минэкономразвития Герман Греф, включающая 1600 предприятий программа приватизации на будущий год через неделю будет внесена на окончательное утверждение в правительство. Впрочем, считают эксперты, выполнить ее будет не так просто: в последние годы программы приватизации исполнялись в среднем наполовину, а наиболее привлекательные объекты в план приватизации на следующий год не вошли.

В план приватизации снова не вошли ОАО "Связьинвест" и крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот". Впрочем, как сообщил Герман Греф, их продажа не исключена, но сначала эти АО необходимо вывести из списка стратегических объектов. Решение об этом может принять только президент. Госпакет акций "Аэрофлота" в размере 51,17% предполагалось включить в план приватизации еще в 2005 году.

Однако тогда правительство отказалось от этой идеи, против выступили и менеджмент компании, и крупнейший миноритарный акционер - Национальная резервная компания. Как заявил вчера Греф, планы по приватизации авиакомпании сохраняются. В то же время у государства есть как минимум три веских повода затягивать решение, убеждены эксперты.

Во-первых, государство по стратегическим причинам не хочет лишиться контроля над национальным перевозчиком.

Во-вторых, компания недооценена. На данный момент ее капитализация оценивается в $2 млрд. "По нашим оценкам, справедливая цена за акцию "Аэрофлота" - $2,11, а последняя рыночная цена - $1,77. То есть компания недооценена на 20%",- говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Анастасия Вечирко. По оценке аналитика Deutsche UFG Елены Сахно, "Аэрофлот" недооценен на 50%. Наконец, третья весомая причина заключается в том, что "Аэрофлот" как агент правительства собирает выплаты иностранных компаний (роялти) за пролет по транссибирским маршрутам. Сумма этих выплат, по подсчетам экспертов, составляет около $300-330 млн в год, и значительную часть "Аэрофлот" оставляет себе. По подсчетам ФК "Уралсиб", только в 2004 году сумма собранного роялти составила 13% совокупной выручки авиаперевозчика. После приватизации "Аэрофлот" лишится этого источника доходов. Согласно соглашению между Россией и Европейской комиссией, выплаты должны быть отменены к 2013 году.

"Возможно, в 2013 году "Аэрофлот" сам захочет приватизироваться",- рассуждает Сахно.

По версии источника, пожелавшего сохранить анонимность, к возможности приватизации авиакомпании по-разному относятся в МЭРТ и в президентской администрации, и пока противоречия не будут сняты, ни о какой продаже речь идти не может.

Между тем вчера первый вице-премьер Дмитрий Медведев, проводивший заседание правительства, высказал недовольство тем, что программа приватизации федерального имущества за последние два года исполнялась лишь на 30-40%. Ранее глава Росимущества Валерий Назаров сообщал, что только 50% подлежащих приватизации объектов находят своего покупателя. Доходы от продажи госсобственности с каждым годом снижаются. Так, в 2003 году они составили 94 млрд руб., в 2004-м - 69 млрд руб., в 2005м- около 40 млрд руб. Чтобы ускорить процесс распродажи госсобственности, МЭРТ еще весной внесло в правительство проект поправок в ряд законов, призванных вывести приватизацию из-под контроля Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Ведомство Грефа предложило продавать госимущество с помощью частных компаний ("Бизнес" писал об этом 1 марта). Также МЭРТ заявило о необходимости отказаться от акционирования ФГУП перед продажей.

Однако до сих пор эти предложения не согласованы с другими ведомствами.

"После сигнала со стороны Медведева предложения МЭРТ могут наконец выйти "из-под сукна"",- полагает партнер альянса юридических фирм Magisters Legas Анна Кожушко. "Дмитрий Медведев - одна из самых влиятельных фигур в правительстве, и к его мнению, безусловно, прислушаются",- соглашается с ней аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Вадим Зуев.

Однако упрощенные правила приватизации, предлагаемые чиновниками, не сильно помогут в выполнении плана, считают эксперты. "Привлекательные активы продаются, несмотря ни на что",- уверена Кожушко. "Планы не исполняются не потому, что чиновники плохо работают, просто все сложнее найти покупателей на оставшиеся в собственности государстваактивы",- считает Зуев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 4 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии (в процессе тестирования)