О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прорыв на латиноамериканский рынок

Сделка о продаже Венесуэле истребителей Су-30 напомнила экспертам о Карибском кризисе 1961 года

Венесуэльский президент Уго Чавес в 20-х числах июля метеором пронесся по ряду стран латиноамериканского сообщества (Бразилия, Аргентина) и Евразийского континента (Белоруссия, Россия, Иран, Вьетнам). Перелетев океан, он начал с визита в Белоруссию. Но особенно ярко "отметился" в России, где его принимали в течение трех дней. За этим вояжем не просто зорко следили из-за рубежа, а даже пытались повлиять на его итоги - из Вашингтона.

И это вполне объяснимо. Ведь ныне венесуэльский лидер и Белый дом находятся в состоянии перманентной конфронтации. Из афоризмов Чавеса "мировую известность" получили следующие. "Империя зла с колоссальными возможностями вредить другим странам" - это о Соединенных Штатах. Американский президент для него - "самый опасный террорист мира".

Из Волгограда через Ижевск - в Москву

Первым пунктом поездки Уго Чавеса по России был Волгоград. Там он и сообщил, что достиг договоренности об участии российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" в разработке нефтяных месторождений в двух провинциях Венесуэлы. Кроме того, с местным губернатором Николаем Максютой при участии президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова и президента Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского Уго Чавес заключил предварительные договоренности о строительстве завода по производству труб большого диаметра для нефтедобычи.

Примечательно, что в ходе своего пребывания в городе на Волге президент Венесуэлы, кроме того, что почтил память защитников Сталинграда, возложив венок к Вечному огню в Пантеоне славы, специально побывал на могиле Героя Советского Союза знаменитого снайпера Василия Зайцева и почтил его память минутой молчания.

Но особенные впечатления он получил в столице Удмуртии (и "оружейной столице" России) Ижевске. Едва прилетев, Чавес тут же поехал на экспериментальное стрельбище, где специалисты ОАО "Ижмаш" специально для него устроили стрельбы. Там в течение часа ему и показали, и продемонстрировали возможности последней модификации автомата Калашникова, снайперской винтовки Драгунова, ручных гранатометов. "Стрельба прошла на "отлично", - рассказал консультант пресс-службы главы республики Александр Чернов. - Во время демонстрации оружия Чавес был серьезен и внимателен, а после показательных стрельб аплодировал стрелкам". Чавес был и сам не прочь "пульнуть", но протокольное время было уже съедено, и он не без сожаления воздержался от стрельбы.

В Ижевске Чавес встретился со знаменитым на весь мир российским оружейником, и в его присутствии заявил: "Автомат Калашникова - это знамя вооруженных сил Венесуэлы".

Что делал глава Венесуэлы внутри помещений ОАО "Ижмаш", осталось тайной: программа посещения завода не разглашалась. Впрочем, ясно, что он смотрел и вникал, как это самое оружие делается. Ведь известно, что весной 2005 года завод по линии Рособоронэкспорта заключил контракт на поставку в Венесуэлу 100 тыс. автоматов Калашникова АК-103, первая партия которых числом до 35 тыс. единиц была передана заказчику незадолго до приезда Чавеса в Россию. А в Москве Чавес подписал с главой российского государства соглашение о создании в Венесуэле завода по производству автоматов Калашникова и завода по выпуску боеприпасов.

Зачем Чавесу столько автоматов при численности венесуэльской армии в 90 тыс. человек? Дело в том, что в прошлом году в структуру вооруженных сил страны были интегрированы примерно 100 тыс. резервистов, и пока они представляют собой скорее ополчение, чем регулярные воинские части...

Однако апогеем визита Чавеса в Россию, разумеется, стало подписание соглашения о приобретении, как выразился сам венесуэльский лидер, "лучшего в мире самолета Су-30". По сообщению главы Рособоронэкспорта Сергея Чемезова, Россия и Венесуэла за последние полтора года заключили контракты в военно-технической сфере на сумму более 3 млрд. долларов. Он пояснил, что они включают поставку Каракасу 24 военных самолетов и 53 вертолетов, причем часть военной техники уже отправлена. Вдобавок контракты предусматривают сервисное обслуживание проданной техники и подготовку специалистов.

Поставив под документом подпись, Уго Чавес выразил президенту РФ Владимиру Путину благодарность: "Вы фактически освободили нас от блокады. Пришел момент, когда наши самолеты американского производства F-16 не смогли летать из-за отсутствия запчастей и фактически мы были разоружены". И даже указал, что США пытаются разоружить Венесуэлу, чтобы потом вторгнуться в нашу страну". В свою очередь, Путин поинтересовался, как президенту Венесуэлы понравилась организованная в Каракасе 5 июля в День независимости Венесуэлы презентация российской авиатехники? Чавес воскликнул, что "это было прекрасно": "Весь народ был охвачен чувством признательности. А сам я почти поддался искушению сесть в самолет и полетать". Он также добавил, что "когда мы вручаем нашим солдатам автоматы Калашникова, которые заменяют старые ружья 1940-х годов, это придает нашим солдатам особый дух и моральную твердость".

И здесь уместно привести еще один "бессмертный" перл столь денежного заказчика из Каракаса, который он обронил у себя на родине: "Российский "Сухой-30" в сто раз лучше американского F-16!"

Не только в деньгах дело

Что же касается выгоды РФ, то для нее данная сделка куда значимее суммы в несколько миллиардов долларов. С одной стороны, этот контракт означает качественный прорыв Москвы на прежде закрытый для российского оружия латиноамериканский рынок, который Вашингтон считал "неприкасаемым". С другой стороны, это и политический прорыв. Москва создает свою ось влияния в регионе, до которого ее "рука" прежде не дотягивалась. Причем - в противовес той "оси", которую Вашингтон вот уже не один год скрупулезно отлаживает на постсоветском пространстве. Ясно, что с точки зрения Белого дома российско-венесуэльская сделка может стать "дурным примером" и для других стран Южной и Центральной Америки, которые могут ринуться активно развивать с Россией военно-техническое сотрудничество, тем более что предпосылки к этому имеются.

Поэтому еще до того, как Владимир Путин и Уго Чавес занесли свои перья над документом о продаже "Сухих", из США раздался голос представителя Госдепартамента Тома Кейси, который заявил, что Вашингтон не просто не приветствует этой сделки, но и просит Москву пересмотреть ее, поскольку запланированные Венесуэлой закупки превосходят потребности обороны этой страны и не способствуют региональной стабильности.

Ответ из России не заставил себя долго ждать. В тот же день, когда прозвучало "пожелание" Кейси, официальный представитель МИДа РФ Михаил Камынин заявил, что "военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой, как и с другими странами, осуществляется Россией в полном соответствии с нормами международного права, а также российского законодательства". Да и действует Москва на основе рыночных отношений, принятых во всем мире, указал Камынин.

Но куда более резко осадил Кейси вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов. "Пересмотр контракта абсолютно недопустим, - довольно эмоционально заявил он, находясь под Рязанью на экспериментальных учениях Воздушно-десантных войск. - Этого абсолютно не может быть!" И пояснил: "24 самолета не являются избыточными для охраны такой большой по территории страны, как Венесуэла. Кроме того, эта страна не находится ни под какими международными санкциями, и никаких ограничений для реализации контракта нет".

Наконец, уже во время встречи с Уго Чавесом американское пожелание демонстративно проигнорировал сам Владимир Путин. "Россия будет надежным партнером для Венесуэлы так же, как и для любых наших партнеров на международной арене", - заявил президент РФ.

Руководитель московского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук видит в этих взаимных демершах "не просто пикировку двух супердержав, а уже намечающиеся контуры того, что Россия и США создают проблемы друг другу в своем ближнем зарубежье". "Россия воспринимает поведение Вашингтона на постсоветском пространстве как стимулирование и без того острых проблем для России на Кавказе, а именно в абхазском и югоосетинском конфликтах, а также в противостоянии в Приднестровье. Да и в кризисе властей на Украине. Видно также явное стремление Вашингтона поскорее втянуть Киев в НАТО, - пояснил эксперт "НВО". - А Соединенные Штаты, соответственно, видят в российских контактах с Уго Чавесом попытку создать некие проблемы США в Латинской Америке". Эксперт даже сравнил это с поставкой Хрущевым ракет на Кубу в 1961 году: "Хотя, понятно, сейчас это происходит другими средствами".

Заместитель директора Центра анализа, стратегий и технологий Константин Макиенко полагает, что "особый сюрреализм этой ситуации придает то обстоятельство, что сами США с их полутриллионным военным бюджетом более, чем какое-либо иное государство в мире, закупают вооружения в количествах, которые, выражаясь языком господина Кейси, "значительно превосходят потребности их обороны" и не способствуют не только региональной, но и глобальной стабильности". Кроме того, эксперт заявил агентству "Интерфакс", что, благо, прошла та недавняя эпоха, когда "некоторые руководители внешней политики СССР и России допускали такое положение, при котором в Вашингтоне определяли национальные интересы нашей страны". Макиенко также уверен, что планы США убедить Россию не поставлять оружие и боевую технику в Венесуэлу "не могут даже гипотетически быть предметом обсуждения". Если же Россия вдруг пойдет на поводу у Белого дома и, скажем, сократит поставки "Су-30", это, по словам аналитика, приведет к "катастрофическим последствиям для репутации нашей страны на мировом рынке вооружений".

Но, похоже, данной "катастрофы" не случится: "Сухие", что называется, уже на пути к заказчику. А вот судьба венесуэльских истребителей американского производства F-16 не так проста. В ответ на отказ Вашингтона поставить Каракасу запчасти для этих самолетов, Уго Чавес пригрозил, что продаст машины любой стране, которая изъявит желание их приобрести. И прямо указал, что первым потенциальным покупателем может стать Иран. В США заявляют, что, по условиям американо-венесуэльского соглашения 1983 года, Каракас должен получить согласие Вашингтона на продажу F-16 в третью страну. Однако Уго Чавеса это не смущает: "Мы продадим их, кому захотим, тому, кто захочет их купить. Это наши самолеты. Они больше не принадлежат США". Эксперты же считают, что сделка между Ираном и Венесуэлой маловероятна, несмотря на хорошие отношения между двумя странами. Да и кому нужны F-16 без запчастей?!

Поставки Венесуэле военной техники из России и других стран

Согласно достигнутым договоренностям, РФ поставит Венесуэле 24 истребителя Су-30МК2 (цена каждого от 30 до 45 млн. долларов). Также, по сообщению ведущего инженера ОАО "Казанский вертолетный завод" ("КВЗ") Дмитрия Красильникова, Каракас получит 38 российских военных вертолетов на сумму 484 млн. долларов.

Соглашение, подписанное еще 15 июля, предусматривает изготовление и поставку в течение 21 месяца двух вертолетов марки Ми-26, двух - Ми-35 (оба - производства ростовского ОАО "Роствертол") и 34 Ми-17-В5 (выпускаются в Казани), причем 2 из них будут выполнены в президентской модификации "Salon". С начала 2006 года, помимо вышеназванного контракта, ОАО "КВЗ" через израильскую компанию Israel Aircraft Industry уже напрямую поставило в Каракас 6 военно-транспортных Ми-17-В5, 3 поисково-спасательных Ми-172. Кроме того, в Венесуэле эксплуатируются несколько единиц гражданских Ми-8МТВ1. Таким образом, за 2 года Венесуэла приобретет в общей сложности 43 казанских вертолета. Что же касается озвученной главой "Рособоронэкспорта" Сергеем Чемезовым цифры в 53 вертолета, то в "КВЗ" пока затрудняются ее комментировать, говоря лишь, что, по всей вероятности, венесуэльская сторона выразила заинтересованность в дополнительной поставке боевых Ми-35.

Создаваемый Россией в Венесуэле сервисный центр по обслуживанию боевой авиатехники в перспективе может быть использован для техобслуживания самолетов и вертолетов, поставляемых Россией в другие страны Южной Америки.

100 тыс. автоматов Калашникова, поставки которые начала РФ, должны заменить бельгийские, которыми венесуэльская армия пользуется уже более 50 лет.

В 2005 году Венесуэла заключила с Испанией соглашение о поставке 12 военно-транспортных самолетов и самолетов радиоэлектронной разведки. В этой же стране приобретаются и 8 кораблей береговой охраны для ВМФ Венесуэлы.

Самолет Су-30

Многофункциональный истребитель Су-30 (Су-30МК/Су-30МКИ) создан на базе самолета Су-27УБ. Первый полет совершил в 1992 году. Экипаж 2 человека. Потолок 22 тыс. м, практический потолок 17,5 тыс. м. Скорость у земли 1380 км/ч, на высоте - 2125 км/ч. Скороподъемность - 230 м/с. Дальность полета при нормальной боевой загрузке - 3 тыс. км. Длина разбега - 550 м, пробега - 670 м.

Вооружение: 30-мм пушка (боезапас 150 выстрелов), управляемые ракеты классов "воздух-воздух", "воздух-поверхность", корректируемые авиабомбы и бомбы свободного падения, неуправляемые реактивные снаряды.

В различных модификациях поставляется за рубеж (в частности, в Индию), в ВВС России имеются единичные экземпляры.

Вертолет Ми-17

Средний многоцелевой вертолет Ми-17 является экспортным вариантом хорошо себя зарекомендовавшего Ми-8. Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали эту модель геликоптера самой распространенной в мире. На сегодняшний день выпущено более 11 тыс. Ми-8/Ми-17, которые были поставлены в 80 стран. Ми-17-В5 предназначен для транспортировки груза внутри кабины и на внешней подвеске, может использоваться для перевозки десантников, а также нести вооружение, в том числе пушки, неуправляемые ракеты и бомбы весом до 500 кг. В кабине пилотов и в задней части вертолета могут быть установлены пулеметы на подвижной опоре. Иллюминаторы кабины оборудуются шкворнями для предоставления возможности десантникам вести огонь в полете. Кабина вертолета, кресла пилотов, стрелки, гидросистема вертолета имеют бронезащиту от мелких осколков и легкого стрелкового оружия. Двигатели защищены экранно-выхлопными устройствами.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка