О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дивиденды независимой политики

За два года Россия подписала с Венесуэлой контрактов на сумму около 3 млрд. долларов. Половина из этой суммы приходится на заключенный контракт на поставку 24 истребителей Су-30МК2

Во время состоявшегося на прошлой неделе визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию внимание СМИ вновь было привлечено к проблеме резко активизировавшегося в последние два года военно-технического сотрудничества двух стран. В ходе визита обе стороны постарались не привлекать особого внимания к ВТС, выдвинув на первый план проблематику сотрудничества в энергетической и транспортной сферах. В прессе же появилась информация, которая позволяет по-новому оценить масштабы и качество российско-венесуэльского ВТС.

По заявлению генерального директора "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова, за два года Россия подписала с Венесуэлой контрактов на сумму около 3 млрд. долларов. По всей видимости, половина из этой суммы приходится на заключенный накануне визита Уго Чавеса контракт на поставку 24 истребителей Су-30МК2. Ранее такие машины были поставлены ВМС Китая (24 единицы) и Вьетнама (4 единицы). Считается, что - в отличие от предыдущей версии Су-30МКК - вариант МК2 оптимизирован для противокорабельных операций.

Истребители будут поставляться траншами по восемь единиц в течение трех лет, причем первая партия должна быть отправлена заказчику уже в этом году. Это со всей определенностью означает, что, по крайней мере, первая партия машин находится в высокой степени готовности. Можно предполагать, что эти заделы были сделаны в ожидании китайского заказа второй партии Су-30МК2, которого так и не последовало. По слухам, существует еще опцион на вторую партию таких же машин в количестве тоже 24 единиц. Однако вероятность перевода этого опциона, если только он действительно имеется, в контракт будет зависеть от многих факторов, прежде всего стабильности режима Уго Чавеса.

Кроме того, к 2008 г., когда закончится поставка законтрактованных 24 машин, в России должен быть разработан новейший истребитель Су-35 с авионикой пятого поколения, модернизированными двигателями и новым составом вооружения. Уго Чавес уже заявлял о своем интересе к этой машине, в случае ее реальной закупки Венесуэла может стать первым зарубежным заказчиком нового самолета.

Больше ясности стало также относительно вертолетной части сделки. Ранее было известно о намерении Венесуэлы закупить 33 вертолета. Два контракта на поставку первых 15 машин, в том числе 6 Ми-17В5, 8 Ми-35М и 1 Ми-26Т, были заключены в 2005 г., а накануне визита из опциона в твердый контракт были переведены еще 18 машин, в том числе 14 Ми-17В5, 2 Ми-35М и 2 Ми-26Т. Кроме того, поскольку Сергей Чемезов упомянул о предстоящей поставке в эту латиноамериканскую страну в общей сложности 53 винтокрылых машин, можно сделать вывод, что программа была расширена еще на двадцать единиц. Если указанная газетой "Коммерсант" стоимость контракта на новые 38 вертолетов (484 млн. долл.) верна, общий объем вертолетной программы должен превышать 600 млн. долл. Это намного превосходит крупнейшие до последнего времени по стоимости индийский и алжирский заказы Ми-17 (170 и 200 млн. соответственно). С учетом трех еще ранее закупленных гражданских Ми-17 с израильской авионикой Венесуэла наряду с Китаем и Индией становится крупнейшим покупателем вертолетов российского производства.

Информация о других вероятных закупках носит предположительный характер, она не была подтверждена на официальном уровне. Так, есть косвенные свидетельства интереса Венесуэлы к российским системам ПВО. Во всяком случае, во время пребывания в Ижевске Уго Чавес посетил не только завод по производству стрелкового оружия, но и ИЭМЗ "Купол", который производит ЗРК "Тор-М1". О вероятной покупке "Торов" сообщила также газета "Ведомости". Надо заметить, что закупка систем ПВО вполне укладывается в общую логику венесуэльской военно-технической политики, где одним из приоритетов является защита воздушного пространства после перехода в разряд небоеготовых F-16 из-за эмбарго США на поставку запасных частей.

Наконец, следует отметить и широко разрекламированную сделку по продаже в Венесуэлу российских автоматов АК-103. Сам по себе этот контракт не выделяется по своим коммерческим показателям и не имеет большого военного значения. Но интересно другое. Впервые в постсоветское время Россия взялась построить под ключ завод по производству автоматов. В советское время для выполнения таких сложных контрактов по строительству военно-промышленных объектов даже существовало специальное ведомство - Главное техническое управление. Наконец, в прессе упоминались патрульные катера и военно-транспортные самолеты, однако нет никаких официальных подтверждений наличия контрактов по этим системам. Косвенно в пользу этой версии свидетельствует стремление Венесуэлы закупить технику подобной номенклатуры в Испании, которая не смогла заключить более чем двухмиллиардный контракт из-за противодействия США. Есть также информация о том, что российская ПЛ пр. 677 выиграла тендер венесуэльских ВМС на закупку субмарин нового поколения, но контракт, видимо, может быть подписан в более поздний срок.

Серия венесуэльских контрактов стала уже второй в этом году после алжирской пакетной сделки, которая отличается большими объемами и комплексной номенклатурой. В совокупности только два этих пакета имеют стоимость более 10 млрд. долл., что составляет половину портфеля "Рособоронэкспорта". На фоне таких внушительных заказов даже традиционные импортеры российских ВВТ - Китай и Индия - смотрятся вполне заурядно. Теперь уже без всякой натяжки можно уверенно говорить о хорошо сбалансированной по географическому признаку структуре заказов и формировании группы из четырех-пяти государств, которые до 2009-2010 гг. будут основными крупными покупателями российских ВВТ. В их число входят традиционные Китай и Индия и вновь вошедшие в число основных импортеров Алжир и Венесуэла. На пару лет, то есть на время поставок Су-30МКМ, к этому клубу присоединится и Малайзия. Таким образом, российское оружие в больших количествах будет поставляться почти во все важнейшие регионы планеты - в Восточную и Южную Азию, Северную Африку, Латинскую Америку и ЮВА.

Выполнение пакетных мегаконтрактов создаст хорошую базу дальнейших стабильных поставок запасных частей и продаж услуг по поддержке переданных ВВТ. Чем больше будет заключено и выполнено больших заказов, тем выше будет минимальный неснижаемый уровень будущего экспорта, не зависящего от новых сделок. Так, во Франции с ее среднегодовым экспортом вокруг 5 млрд. евро, минимальный гарантированный базис экспорта считается обеспеченным в размере 2-2,5 млрд. евро в год. Стоит с удовлетворением отметить, что либерализация режима торговли запчастями, в рамках которой два десятка предприятий получили ограниченное право самостоятельного ведения ВТС, позволит адекватно удовлетворить спрос на послепродажное обслуживание.

Венесуэльские заказы благоприятно повлияет на ситуацию в российской "оборонке". Прежде всего, на три года обеспечивается загрузка комсомольского завода, который в течение почти двух лет не имел экспортного заказа. Если гипотеза о наличии контракта на "Тор-М1" верна, то увеличится и загрузка "Купола", который, впрочем, уже имеет иранский контракт.

Отличительной чертой алжирского и венесуэльского пакетов является их комплексность: в номенклатуру заказа входит и военно-воздушная, и морская техника, и средства ПВО, и вооружения для сухопутных сил. Это означает, что от продаж отдельных видов вооружений в 90-х гг. через реализацию сложных программ типа Су-30МКИ в начале текущего десятилетия Россия постепенно переходит к предложению платежеспособным клиентам комплексных решений по обеспечению военной безопасности. От продажи оружия, то есть товара коммерческого, Россия переходит к продаже безопасности, то есть товара политического. Фактически речь идет о новом качестве ВТС России с зарубежными государствами, которое было невозможно ранее, в период политической и экономической нестабильности в нашей стране. Ведь способность к продаже такого рода крупномасштабных, дорогих и сложных пакетов означает, что позиционирование России в мире в целом и на рынке вооружений в частности качественно меняется в лучшую сторону. Такой товар, как безопасность, покупают только у мировых лидеров, в стабильности и росте потенциала которых у клиента сомнений не возникает.

Похоже, что именно общеполитическое и общеэкономическое укрепление России лежит в основе последних успехов на рынке вооружения. Многие, в том числе и автор этих строк, неоднократно говорили о риске сокращения объемов российского экспорта в связи с негативным действием двух базовых факторов. Во-первых, это исчерпание советского технологического задела, которое не компенсируется относительно скромными инновационными успехами собственно России. Ведь, по большому счету, Россия пока вывела на рынок весьма ограниченное число постсоветских разработок, значительная часть которых является модернизацией советских образцов или доводкой систем, разработка которых начала финансироваться еще в СССР. Второй фактор такого рода - относительное насыщение китайского и индийского рынков, на которых, кроме того, уплотняется конкурентная среда. В КНР растет собственная оборонная промышленность, а в Индии активизировались западные поставщики ВВТ и Израиль. Действие этих факторов теоретически должно оказать негативный эффект на российский экспорт, который, однако, продолжает расти. Остается предполагать, что увеличение объемов военного экспорта коррелирует с ростом капитализации брэнда "Россия". Пока страна оставалась слабой и зависимой, сформировался значительный отложенный спрос на рынках, где влияние Запада ограничено. Китай не может удовлетворить этот спрос по причинам технологическим, а Россия 90-х гг. и начала нового века не могла ответить на него по причинам политическим. Июльские контракты показывают, что суверенная и независимая политика приносит свои дивиденды, а сделки, подобные венесуэльскому и алжирскому пакетам, последуют и в будущем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка