Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Соня Климюк
Опубликовано: 04.08.2006, 15:01

"Связьинвест" и "Аэрофлот" не продаются


Правительство одобрило план приавтизации на следующий год. "Связьинвеста" и "Аэрофлота" в списке на продажу опять нет. Но Герман Греф надеется, что продажа все же состоится.

В Российской Федерации на данный момент насчитывается 7178 федеральных государственных унитарных предприятий, в собственности государства находятся акции 3724 акционерных обществ. Из них в 2007 году предполагается продать пакеты акций 927 АО, акционировать 652 ФГУПа, а также продать 307 объектов недвижимого имущества. В список попали: "Севморнефтегеофизика", "Московский завод полиметаллов", "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" и "Башкирские авиалинии", аэропорты Салехарда, Уфы, Элисты и Ногликов, "Пулково" и Сочи. Будут проданы госпакеты нескольких региональных газораспределительных компаний: "Владимироблгаз" (21,4%), "Новгородоблгаз" (21%), "Сахалиноблгаз" (24,5%), "Смоленскоблгаз" (15,9%).

На заседании в четверг правительство одобрило план по приватизации 1600 госпредприятий в 2007 году, что должно принести в бюджет 41 млрд рублей. "Мы должны сохранить в собственности только то имущество, которое необходимо для выполнения государственных функций по обеспечению национальной безопасности страны и ее стратегических интересов", - подчеркнул вице-премьер Дмитрий Медведев.

"Связьинвеста" и "Аэрофлота" в списке на приватизацию в будущем году нет. Однако Герман Греф не теряет надежды, что они все же будут проданы:

"Есть несколько ключевых бюджетообразующих объектов, которые могут быть приватизированы для обеспечения плана приватизации", - сказал министр по окончании заседания. И пояснил, что в первую очередь имеет в виду "Связьинвест".
В настоящее время государству принадлежат 51% акций "Аэрофлота" и 75% минус 1 акция "Связьинвеста". Вопрос о приватизации обеих компаний МЭРТ поднимает уже давно. "Связьинвест" даже был включен в план приватизации на 2005 год. Предполагалось, что продажа госпакета принесет в казну около $2,5 млрд.

Однако денег у государства в последнее время достаточно, а расставаться с собственностью сильного желания нет. Поэтому в списки на приватизацию попадают не слишком привлекательные объекты.
Как отметил Дмитрий Медведев, "программа по приватизации федерального имущества выполняется в последнее время лишь на 30-40%"

В то же время продажа более интересных рынку компаний притормаживается. Документы на приватизацию того же "Связьинвеста" вносились в правительство дважды. В первый раз МЭРТу было указано на необходимость дополнительных согласований с рядом ведомств. Повторно внесенный пакет документов дошел до аппарата президента, но был отклонен Совбезом. Приватизации "Связьинвеста" сопротивлялись в первую очередь силовые структуры. Они опасались, что потеряют положение привилегированных клиентов после перехода компании в частные руки. К тому же их могли принудить выплатить долги. По данным на конец первого квартала 2006 года, госструктуры должны были "Связьинвесту" 1,4 млрд рублей, из которых 70% задолжали именно силовики. Теперь этой проблемы уже нет.

Перед уходом на летние каникулы Госдума одобрила разработанный МЭРТ и Минсвязи законопроект "О защите прав спецпотребителей услуг связи", который гарантировал им сохранение привилегий и невозможность отключения за неуплату.

Холдингу "Связьинвест" принадлежат контрольные пакеты акций семи межрегиональных компаний связи и национального оператора дальней связи "Ростелеком", а также доли в уставных капиталах ряда других компаний.

Выполнив требования силовиков, Греф предпринял еще одну попытку сдвинуть с мертвой точки приватизацию "Связьинвеста". В середине июля 2006 года он направил Медведеву письмо, в котором раскритиковал эффективность управления компанией и предложил два варианта ее продажи: приватизировать целиком или реорганизовать и продать по частям. "Если в ближайшее время не будет принято решение о приватизации холдинга целиком или отдельными пакетами межрегиональных компаний (МРК), целесообразно рассмотреть вариант создания из ОАО "Связьинвест" полноценной производственной компании, оказывающей услуги связи, либо обеспечить прямое управление пакетами акций МРК, обеспечивающее учет интересов государства, ликвидировав при этом ОАО "Связьинвест", - говорилось в письме.

Второму объекту лоббирования главы МЭРТ - "Аэрофлоту" - расформирование не грозит. С приватизацией главного российского авиаперевозчика другие проблемы. В настоящее время иностранные авиакомпании платят ему за полеты по транссибирским маршрутам. После того как "Аэрофлот" перестанет быть государственным, они намереваются потребовать отмены этих сборов. Кроме того, предприятие обеспечивает перевозки в интересах оборонных ведомств, получая плату из бюджета. После приватизации оно, скорее всего перестанет быть монополистом в этом отношении. Таким образом, компания потеряет существенную часть своих доходов. Сам "Аэрофлот" это понимает и к приватизации не стремится. "В случае реализации госпакета авиакомпания может сразу попасть в руки иностранных конкурентов, и тогда государство своего национального перевозчика потеряет", - заявляют представители компании.

Явных заинтересованных в продаже "Аэрофлота" на данный момент нет - слишком долго тянется согласование приватизации. А потенциальными претендентами на покупку "Связьинвеста" аналитики считают петербургский холдинг "Телекоминвест", "Ренова", АФК "Система". Все эти компании заявляли о своем интересе к приобретению нового актива. И всех их по итогам сегодняшнего заседания постигло разочарование.

Рынок ожидал положительного решения о приватизации "Аэрофлота" и "Связьинвеста", говорят эксперты.

"Заявление главы МЭРТа Германа Грефа стало неожиданным, - сказал Денис Барабанов, аналитик ИК "Битца-Инвест". - В плане приватизации не оказалось того, в чем многие были уверены почти на 100%. Таким образом, как мы и предполагали, принятие поправок в закон о связи не гарантирует ускорение процесса приватизации и не является последней преградой. Бумаги "телекомов", стремительно выросшие в последнее время на ожиданиях скорой приватизации, отреагировали снижением. Сообщение Грефа должно сильно разочаровать инвесторов".

Аналитик Альфа-банка Анна Курбатова, напротив, ожидала такого развития событий: "Холдинг все еще формально считается стратегическим активом государства. Только если президент подпишет указ об исключении "Связьинвеста" из списка стратегических активов, будет формально открыта дорога к его приватизации". "Ожидания рынка по "Связьинвесту" были умеренно-негативные, - соглашается аналитик "Финама" Ольга Беленькая. - Надежды на хороший исход событий были, но вероятность того, что решение опять будет отложено, была не меньше".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 4 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Аврора", Альфа, Аэрофлот - российские авиалинии, Аврора (Aurora Airlines) (в процессе тестирования)