Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 04.08.2006, 17:20

Без "Внуково"

Правительство Москвы займется аэропортовым бизнесом


Правительство Москвы решило всерьез заняться воздушным сообщением между столицей и ближайшими регионами. Как говорят чиновники московского правительства, до конца года будет подготовлена документация по проведению конкурса по выбору управляющей компании, которая займется реализацией проекта московского воздушного такси. Однако, имея контроль над одним из крупнейших аэропортов страны - Внуково, привлекать его к этому процессу Москва не будет. Во Внуково говорят, что проект правительства убыточный, и им должны заниматься не коммерческие организации, а администрации Москвы и заинтересованных в нем городов совместно с авиакомпаниями.

В соответствии c городской целевой программой возрождения и развития региональных авиаперевозок с использованием малой авиации на 2006-2010 годы, столичные власти планируют построить несколько вертодромов, аэропортов и терминалов в 25, 100 и 300 км от МКАД. На реализацию проекта до 2010 года из столичного бюджета планируется выделить 1,27 млрд руб., а также привлечь внебюджетные средства в размере 11 млрд руб.

Процессом создания проекта малой авиации займется управляющая компания, которая будет определена на конкурсе. "Его условия и критерии отбора компаний будут подготовлены до 1 января 2007 года", - говорит RBC daily руководитель отдела развития транспортных систем департамента транспорта и связи столицы Олег Никольский. По его словам, круг его участников не определен, но предпочтение будет отдаваться компаниям, которые уже являются операторами авиационного бизнеса. Управляющая компания будет выбрана в феврале-марте. Правительство Москвы не станет стремиться к полному контролю над компанией и может ограничиться блокирующим пакетом акций.

По словам г-на Никольского, эта компания построит специальный аэродром в 25-километровой зоне от столицы и будет обслуживать региональные аэропорты. "Сейчас ищется для него место, так как совместить его с действующими аэродромами невозможно в силу использования слишком разного парка судов. Эксплуатировать в рамках этого проекта такие аэродромы, как Быково и Астафьево, будет сложно, потому что нужна проходящая рядом магистральная трасса, связывающая аэропорт с городом", - сказал представитель московского правительства.

По словам чиновника, сейчас рассматривается возможность строительства аэропорта возле Внуково. "Но тогда начнутся проблемы с распределением воздушного пространства", - отмечает Олег Никольский. При этом участия самого Внуково в этом проекте не предусматривается. "Внуково решает большую задачу по реконструкции аэропорта, а для этого проекта придется создавать новое непрофильное подразделение", - отметил собеседник RBC daily.

По его словам, второй частью реализации программы московского авиатакси станет покупка региональных аэродромов. Сейчас Москва рассматривает возможность приобретения пакета акций ивановского аэропорта совместно с администрацией Ивановской области. Ведутся переговоры о покупке калужского аэропорта с последующей его реконструкцией. "Роль правительства будет заключаться во внесении части средств в уставный капитал компании, остальные инвестиции внесут частные инвесторы", - отмечает Олег Никольский. "На самом деле необязательно, чтобы проект начали реализовывать именно с этих аэропортов. Есть хорошие аэропорты в Ярославле, Брянске, Орле, Курске", - отметил Олег Никольский. По его словам, управляющая компания может также заняться приобретением авиационной техники.

Так делают центральные аэропорты в Америке и Европе для поддержания региональных линий, считает первый заместитель генерального директора аэропорта Внуково Виталий Ванцев. По его мнению, в Москве эти функции должны разделить аэропорты столичного авиационного узла, столичные власти и администрации городов. "Но на базе Внуково этот проект делаться не будет, так как такие предприятия, как правило, убыточны. В подобных проектах должны участвовать муниципалитеты, а не акционерные общества", - отметил он RBC daily. По его словам, окупаемость такого проекта находится в пределах 10 лет.

Проекту авиатакси Dexter, уже реализующему концепцию региональных перевозок, в проекте правительства Москвы будет отведена более чем скромная роль - рядового перевозчика. "Мы всегда ориентировались на средний класс населения, - говорит RBC daily руководитель Dexter Евгений Андрачников. - Наши клиенты до Брянска готовы платить по 7,4 тыс. руб. в один конец, или 84 тыс. за борт". По его словам, самолеты большой емкости на данном направлении будут летать незаполненными, так как не найдут массового пассажира. "Долгое время на маршруте Москва - Иркутск летало по 4 человека", - говорит он. Проекту Dexter управляющая компания будет интересна как единица, следящая за тем, чтобы региональные аэропорты строились и эксплуатировались.

"Создание управляющей компании - идея хорошая лишь в том случае, если компания сосредоточится на управлении наземными активами, а не авиационным бизнесом", - говорит управляющий партнер компании Stas Marketing Partners (является консультантом Dexter) Андрей Стась. По его оценкам, калужский аэропорт может стоить около 1 млн долл., другие аэропорты также не сильно отличаются по цене. "Для такого проекта будут интересны еще Рязань, Тула (там аэропорт обанкрочен и выведен из государственного реестра)", - считает эксперт.

 

Дайджест прессы за 4 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 4 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Устинов Алексей, Ванцев Виталий, Андрачников Евгений (в процессе тестирования)