Источник: сайт «KM.ru»
Автор: Николай Невский
Опубликовано: 08.08.2006, 13:05

США стукнули себя молотком по пальцу и обиделись на Россию


Применение санкций всегда было излюбленным приемом Белого дома. В одних случаях введение санкций оказывало некое воздействие на оппонентов, в случае их зависимости от американских технологий или поставок. В других случаях, если речь шла о стране, мало зависящей от милостей Дяди Сэма, - это служило предостережением о недовольстве проводимой политикой. В ряде случаев введение санкций становилось прелюдией к подготовке силового давления на неугодные режимы, как это было с Панамой, Югославией или Ираком. В случае же недавнего введения санкций против российских корпораций Рособоронэкспорт и КБ "Сухой" речь, конечно же, не идет о чем-либо подобном. В данном случае скорее можно говорить о недовольстве успехами российских корпораций, вытесняющими США с их традиционных рынков вооружений. Яркий пример - заключенный в ходе визита президента Венесуэлы трехмиллиардный контракт на поставки военной техники и технологий, в том числе - 24 многоцелевых истребителей Су-30.

Еще один из последних крупных контрактов, заключенный в конце июля Рособоронэкспортом с Министерством обороны Ирана, предусматривающий ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 на общую сумму в 200 миллионов долларов.

Основанием для введения санкций против Рособоронэкспорта и КБ "Сухой" стало якобы нарушение компаниями американского закона шестилетней давности "О нераспространении в отношении Ирана", который запрещает сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Однако бомбардировщики Су-24 при всем желании невозможно отнести к "оружию массового поражения",что совершенно очевидно. Так же очевидно и то, что даже с большой натяжкой эти самолеты, поставленные Тегерану еще в начале 90-х годов, сложно отнести к средствам доставки ОМУ.

Поэтому данный демарш американской администрации надо расценивать прежде всего как стремление "наказать" Россию за ее независимую внешнюю политику и прорывы на новые рынки вооружений - особенно в Латинской Америке, считаемую в Белом доме своим задним двором. Однако, с точки зрения здравого смысла эти санкции не имеют большого практического значения, так как российские оборонные корпорации никак не зависят от военно-промышленного комплекса США. Вряд ли США всерьез могут рассчитывать и на действенность попыток "наказать" ставшую слишком самостоятельной Россию подобными санкциями, поскольку наша экономика в большей степени ориентирована на сотрудничество с Европой и Азией. С этой точки зрения, введение санкций продолжает общую тенденцию ухудшения отношений Москвы и Вашингтона, ставшей особенно очевидной после вильнюсской речи вице-президента Дика Чейни, обозначившей все возрастающее их раздражение независимым курсом России, прежде всего ее позицией по Ирану и ближневосточным проблемам.

Пока еще реакции Кремля не последовало, стало лишь известно о субботнем заявлении Министерства обороны России, заявившего что "решение США, обвинивших российские компании в поставках в Иран технологий, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки, ничем не обосновано. Номенклатура поставок этих компаний хорошо известна. Похоже, что американские санкции - это еще один пример недобросовестной конкуренции со стороны США на мировом рынке вооружений".

В нашем оборонном ведомстве предположили, что, "по всей видимости, санкции стали реакцией США на прорыв России на венесуэльский рынок оружия".

В этой связи нельзя не отметить редкой способности американцев создавать себе врагов, что называется, на пустом месте. Возьмем к примеру Иран, который во времена шахского режима Пехлеви был одним из самых лояльных к американцам государств. После прихода к власти аятоллы Хомейни, невзирая на всю антиамериканскую риторику новой власти, Иран вовсе не собирался серьезно конфликтовать с США - исламский режим хотел только возврата украденных у народа денег свергнутого шаха. Однако Белый дом категорически отказался возвращать хранящиеся в американских банках миллиарды иранских денег и начал подрывную войну против новой власти, в том числе натравив на нее саддамовский Ирак. В итоге многолетней кровопролитной войны, стоившей миллионы жертв обоим сторонам, американцы получили в Иране действительно ярый антиамериканизм пронизывающий все стороны политической жизни. Назвать это "эффективной международной политикой" Америки трудно даже при наличии богатой фантазии.

Еще большую глупость американцы совершили в Венесуэле, попытавшись свергнуть законно и вполне демократично избранного президента Чавеса, изгнавшего американских ставленников из руководства государственной нефтяной компании. Да, "команданте Уго" никогда не испытывал особо теплых чувств к Белому дому, но тем не менее, он не стремился и к прямой конфронтации с могущественным северным соседом, предпочитая худой мир хорошей войне. Именно прямолинейная и действительно "ковбойская" политика США сделала из него своего принципиального и бескомпромиссного врага.

В данном случае поведение американской администрации, обвиняющей весь мир в своих собственных ошибках, напоминает поведение подростка, который забивал гвозди и хватил сам себя по пальцу. После чего разозлился на молоток, гвозди и доски - вместо того чтобы учиться правильно использовать инструменты.

Как тут не вспомнить известное высказывание Уго Чавеса, который назвал США "опасным для всего мира тупым и неуправляемым гигантом"…

Факты:

Хроника санкций против российских компаний:

1992 год - США ввели санкции против "Главкосмоса", который заключил контракт на $400 млн о продаже Индии ракетных двигателей.

23 июля 1998 года - Иран провел первое испытание баллистической ракеты. В ответ США ввели санкции против Балтийского государственного технического университета (обучал иранских студентов), компаний "Европалас-2000" (посредник при поставках технологий в Иран), "Главкосмос" (посредник при заключении ракетных контрактов), НИИ "Графит" (поставлял Ирану базальтовое волокно), научно-производственного центра ИНОР (поставлял спецсплавы), компании МОСО (осуществляла транспортировку спецсплавов) и научно-производственной ассоциации "Полюс" (поставляла в Иран лазерные гироскопы). В январе 1999 года список пополнили Московский авиационный институт, Российский химико-технологический университет им. Менделеева (обучали иранских студентов) и Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ обвинялся в сотрудничестве в области производства тяжелой воды).

1999 год - США ввели санкции против Тульского конструкторского бюро приборостроения, Климовского центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочмаш) и Вольского механического завода за поставку Сирии противотанковых ракетных комплексов "Корнет-Э" и "Метис-М".

3 апреля 2004 года США ввели санкции против ФГУП "Омское моторостроительное предприятие имени Баранова". По мнению госдепартамента, компания поставила в Иран оборудование и технологии, которые могли использоваться в производстве оружия массового поражения. На самом предприятии опровергли эти сведения.

15 июля 2004 года США ввели санкции против федерального научно-производственного центра "Алтай".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 8 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «KM.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рособоронэкспорт, Су-24, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Су-30, Самолетостроение (в процессе тестирования)