Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Денис Жуйков, Сергей Стариков
Опубликовано: 08.08.2006, 16:57

Наш ответ Госдепу

"Рособоронэкспорт" назвал санкции "недружественным актом" против РФ


Вчера руководство "Рособоронэкпорта" выступило с резкой критикой объявленных 4 августа Госдепартаментом США санкций в отношении своей компании, а также второго российского производителя авиационной техники компании "Сухой". Представители российских компаний и госорганов полностью отрицают сотрудничество с Ираном и называют обвинения Госдепа США "недальновидными".

Помимо двух российских компаний ("Сухого" и "Рособоронэкспорта"), США ввели санкции против еще двух индийских, двух северокорейских и одной кубинской компании за предоставление с января 1999 г. Ирану оборудования и материалов, которые можно использовать для разработки оружия массового уничтожения. Заявление последовало за подписанием "Рособоронэкспертом" крупного контракта на поставку в Венесуэлу 24 многофункциональных истребителей Су-30МК2 и 53 вертолетов (Ми-17В-5, Ми-35М и Ми-26Т); исполнитель контракта АХК "Сухой".

"Инкриминируемые предприятию нарушения принятого в 2000 г. внутреннего американского закона "О нераспространении в отношении Ирана", налагающего запрет на сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения, не имеет ничего общего с деятельностью ФГУП "Рособоронэкспорт", - отмечается в официальном заявлении ФГУП. Как заявили вчера RBC daily в пресс-службе Госдепартамента США, "ограничения не вводились исключительно против российских компаний. Эти санкции были введены из-за закона о сотрудничестве с Ираном от 2000 г. против семи компаний из 4 стран".

Санкции Госдепа США никак не отразятся на деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", заявил в понедельник на пресс-конференции генеральный директор ФГУП Сергей Чемезов. "Что касается санкций, то они никоим образом не коснутся "Рособоронэкспорта", - отметил он. По его словам, российская военная промышленность не имеет военно-технического сотрудничества с США. "Санкции Госдепа США - это чисто политический шаг, пример недобросовестной конкуренции", - заявляет Сергей Чемезов. Поставляемая на экспорт российская боевая техника и оружие не комплектуются продукцией американских компаний, отметил г-н Чемезов. "Никаких поставок оружия за рубеж, которые шли бы вразрез с международными соглашениями, "Рособоронэкспорт" не осуществляет", - подчеркнул он.

По словам главы "Рособоронэкспорта", санкции Госдепартамента США напрямую зависят от успешности реализации проекта строительства регионального самолета Superjet (бывший RRJ). Часть комплектующих, поставляемых для региональных самолетов, является продукцией двойного назначения, отметил он. "Мы надеемся, что Госдеп пересмотрит свое решение и отменит санкции, потому что для их введения нет никаких оснований", - сказал Сергей Чемезов.

В официальном сообщении "Рособоронэкспорта", распространенном в понедельник, сказано, что сотрудничество России с Ираном осуществляется строго в соответствии с межгосударственными соглашениями. "Введение санкций может рассматриваться как акт, способный впоследствии оказать негативное воздействие на российско-американское партнерство в области противодействия нелегальным поставкам контрафактной продукции военного назначения российского образца", - отмечается в официальном заявлении компании. Введение санкций рассматривается как недружественный акт в отношении российского государства и попытка дестабилизировать его военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.

Схожую позицию имеет и Министерство иностранных дел России, распространившее в пятницу заявление, в котором действия Госдепартамента США названы "неправомерными". "По сути речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку... Предпринятая американской стороной недальновидная акция идет вразрез с духом российско-американского партнерства, и, конечно, не сможет не сказаться на качестве нашего сотрудничества", - отмечается в заявлении.

Разрыв отношений между Россией и США, в первую очередь, скажется на многих перспективных российских проектах. На сегодняшний день американская компания Honeywell поставляет вспомогательные силовые установки, компания B/E Aerospace - части салона самолетов, Goodrich - тормозные установки. Американский производитель Air Cruiser договорился о поставках аварийно-спасательного оборудования для самолетов Superjet. Все они участвовали в тендерах. По словам одного из чиновников российского правительства, в случае если санкции сняты не будут, то победителями в тендере будут объявлены другие компании, производства которых размещаются в других странах мира.

Маркетингом и продвижением самого самолета Superjet несколько лет занимается Boeing. Источники в правительстве РФ утверждают, что представители Boeing уже давно в кулуарных беседах заявляли о возможном выходе американского концерна из этого проекта. "Американцы говорили о том, что компания готова выйти на рынок региональных самолетов с собственным проектом. Более того, недовольство представителей Boeing уже давно вызывала разновидность самолета, по пассажировместимости приблизившаяся вплотную к линейке американских самолетов. Имеется в виду несостоявшийся проект по увеличению размерности RRJ, в соответствии с которым самолет теоретически мог быть увеличен до 110 мест", - отметил RBC daily другой собеседник в правительственных кругах, пожелавший остаться неназванным. Однако в разговоре с корреспондентом RBC daily президент "Воеing-Россия/СНГ" Сергей Кравченко это неоднократно отрицал, заявляя, что компания заинтересована в наращивании сотрудничества с Россией. В "Гражданских самолетах Сухого" отмечают, что это был внутренний проект по возможности увеличения пассажировместимости, не получивший своего продолжения. Также чиновники говорят и о возможном отказе крупнейшего российского перевозчика "Аэрофлота" от рассмотрения предложения американской компании в связи с поставками 22 дальнемагистральных самолетов американского производства (итоги тендера могут быть подведены в конце сентября).

На сегодняшний день Boeing является крупнейшим потребителем титана, производимого "ВСМПО-Ависмой". На эту компанию приходится более 40% выручки производителя титана, из которого на 30% состоит самолет Boeing 787, много титана используется и в производстве самолета Boeing 777. Несмотря на то, что компания не входит в список предприятий, против которых выставлены санкции, в ближайшее время она попадет под полный контроль "Рособоронэкспорта", а значит, и под ограничения Госдепа США. В случае санкций российскому предприятию найти покупателей титана не составит труда, а вот для американской корпорации это станет проблемой. В российском представительстве Boeing по этому поводу получить комментарий не удалось.

В "Сухом" выражают удивление и недоумение от происходящего. "Самолеты для ВВС Ирана были поставлены еще в начале девяностых, с тех пор кроме запчастей к ним ничего не поставлялось", - отметил в интервью RBC daily заместитель генерального директора АХК "Сухой" Вадим Разумовский. По его словам, вопрос по ограничению сотрудничества изучают юристы компании. До их окончательного заключения компания никаких шагов предпринимать не будет. "Контракты, которые подписываются между РФ и Венесуэлой, пересматриваться не будут", - отметил он.

Очевидно, что скрытым мотивом для введения ограничений против российских компаний стали контракты на поставку самолетов и вертолетов в Венесуэлу (по итогам переговоров, сумма контрактов может составить 3 млрд долл.). "Этот факт не вызывает восторга у США, так как рынок вооружения Латинской Америки был почти вотчиной Штатов. Появление нового конкурента их не радует", - сказал RBC daily заместитель директора Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман. Кроме того, Вашингтону очень не нравится, что антиамерикански настроенный президент Венесуэлы постепенно наращивает свои вооруженные силы, в том числе и за счет авиации. "США опасаются, что Чавес использует самолеты для внешней агрессии, однако это полная ерунда", - полагает г-н Теперман. Если же говорить о будущем сотрудничестве между российскими компаниями и Каракасом, то для этого нет никаких преград. "Объективно у Венесуэлы нет потребности в покупке самолетов, их куплено достаточно для нужд государства. Сотрудничество же по вертолетам может продолжиться, так как многопрофильные вертолеты придутся весьма кстати в стране, большая часть которой покрыта труднопроходимыми лесами", - полагает г-н Теперман.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 8 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рособоронэкспорт, Авиакомпания "Татарстан", Ми-26Т, Кравченко Сергей, Чемезов Сергей, Разумовский Вадим, Самолетостроение, Ми-35М (в процессе тестирования)