О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесный поводырь

Прокуратура предъявила обвинения восьми работникам компании Sky Guide по факту столкновения двух самолетов - пассажирского Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузового "Боинг-747"

Прокуратура швейцарского города Винтертур предъявила в понедельник, 7 августа, обвинения восьми работникам компании Sky Guide по факту столкновения двух самолетов - пассажирского Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузового "Боинг-747", произошедшего 2 июля 2002 года в небе над Боденским озером. Прокурор Бернард Хехт (Bernhard Hecht) обвиняет этих сотрудников в непреднамеренном убийстве и в халатности при обеспечении пассажирских перевозок. Как известно, в ночь аварии контролировать небо над Боденским озером оставили лишь одного диспетчера, который не получил достаточной информации о происходящем.

Имена обвиняемых не разглашаются. Между тем, как сообщает швейцарское телевидение, в их числе находятся трое руководящих сотрудников компании, работающих в ее штаб-квартире в Цюрихе. Для них прокуратура требует 15 месяцев тюремного заключения. Остальным пятерым работникам Sky Guide, среди которых два специалиста, отвечавших за техническое обеспечение диспетчерской в ночь столкновения, грозят меньшие сроки - до 6 месяцев. Все они отвергают предъявленные им обвинения.

Пресс-секретарь Sky Guide Патрик Герр (Patrick Herr) заявил, что его компания уже предложила обвиняемым помощь юристов и психологов. Он также добавил, что судебное разбирательство никак не повлияет на условия их работы в компании, так как до вынесения приговора они будут продолжать считаться невиновными. Ни один из них не будет уволен.

В свете возобновления швейцарской прокуратурой судебного разбирательства по авиакатастрофе над Боденским озером генеральный прокурор суда в Констанце (Германия) Йенс Грюль (Jens Gruhl) передал в понедельник, 7 августа, своему швейцарскому коллеге Бернарду Хехту (Bernhard Hecht) собранные немецкими следователями материалы по этому делу. Он также добавил, что результаты, к которым пришла немецкая сторона, идентичны заключениям швейцарской прокуратуры. Грюль объяснил проводимое Германией параллельное расследование тем, что, помимо швейцарского, родственники погибших обратились в немецкий суд. Слушания по делу, точная дата начала которых еще не определена, пройдут в районном суде швейцарского города Бюлах (Bulach).

Напомним, что в ночь с первого на второе июля 2004 года в небе над Боденским озером столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и транспортный "Боинг" компании DHL. На борту пассажирского лайнера находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров, в том числе 52 ребенка, направлявшихся на отдых в Испанию. На борту "Боинга" находились два пилота. Всего в авиакатастрофе погиб 71 человек. Непосредственно после столкновения швейцарская диспетчерская компания Sky Guide утверждала, что вся вина за катастрофу лежит на российском пилоте, который якобы плохо понимал английский язык и находился в состоянии крайнего утомления. Но после того как были обнародованы данные "черных ящиков", оказалось, что к столкновению самолетов невольно приложил руку управлявший их полетом диспетчер компании Sky Guide.

Расследование причин произошедшего и поиск виновных ведется на протяжении всех последних лет и, как видно из решения швейцарской прокуратуры, еще далеко от завершения. Между тем вовлеченные в процесс стороны уже не раз пытались поставить точку в этом деле.

Россиянин Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе жену и двоих детей, сделал это сам, не прибегая к помощи правоохранительных органов и судей. 24 февраля 2004 года он подкараулил и зарезал на пороге собственного дома в городе Клотене 36-летнего сотрудника компании Sky Guide датчанина Петера Нильсена. Нильсен был тем самым авиадиспетчером, который в ночь своего дежурства с первого на второе июля 2002 года "столкнул" в воздухе грузовой "Боинг" и пассажирский "Ту". Сам он признал, что авария произошла отчасти по его вине. 13 июля 2002 года в цюрихское информационное агентство поступило его заявление. В нем говорилось следующее: "В ночь, когда произошла катастрофа, я являлся частью цепочки, состоявшей из людей, оборудования и различных правил. Все эти звенья должны были слаженно работать. Несчастный случай произошел потому, что в цепи произошел сбой. Предотвращение подобных катастроф входило в мои обязанности".

Правда, признал анонимно. Руководство компании так и не рассекретило его имени. Зато помогло ему пройти курс психологической реабилитации и перевело на работу в другое место. Виталий Калоев психологической реабилитации не прошел. При длине лезвия ножа в 10 сантиметров смертельные ранения, которые Калоев нанес Нильсену, имели глубину 16 сантиметров. По результатам одной из проведенных над Калоевым судебно-психологической экспертиз был сделан вывод, что у Калоева было "продолжительное расстройство личности после экстремальной перегрузки", приведшее к тяжелому психическому расстройству и искаженному восприятию действительности. Верховный суд швейцарского кантона Цюрих этим доводам не внял и приговорил Калоева к восьми годам заключения в каторжной тюрьме.

Еще одну, пожалуй, самую основательную попытку поставить точку над "i" в деле о гибели самолетов предприняло немецкое Федеральное бюро по расследованию авиакатастроф, опубликовав 19 мая 2004 года после почти двух лет кропотливой работы специальной комиссии доклад о причинах авиакатастрофы. Поводом, по которому за расследование взялись немцы, стал тот факт, что после столкновения самолеты упали неподалеку от расположенного на юге Германии города Уберлинген. Основным выводом доклада стало довольно расплывчатое утверждение, что авиакатастрофа "произошла в результате совпадения многих событий, обстоятельств, действий и просчетов". Несмотря на это, комиссия все же назвала главную причину произошедшего. Хотя в докладе и были упомянуты действия российских пилотов, которые послушались диспетчера, а не автоматической системы предупреждения, там также было сказано, что самолеты бы не столкнулись, если бы Петер Нильсен вовремя приказал Ту-154 снижаться. В результате главной, хотя и не единственной причиной столкновения была названа ошибка сотрудника диспетчерской службы.

Кроме того, доклад констатировал нарушения, допущенные компанией Sky Guide в области организации работы диспетчерских служб. В частности, сообщалось, что "руководство центра за контролем полетов в Цюрихе в течение многих лет мирилось с нарушением инструкций, согласно которой ночью должны дежурить не один, а два диспетчера", - сообщил журналистам руководитель расследования. В целом, комиссия признала, что, как показала катастрофа над Боденским озером, "система безопасности на воздушном транспорте не функционирует".

После доклада немецкого Федерального бюро свою окончательную официальную позицию в деле об авиакатастрофе решили высказать швейцарские политики и руководство Sky Guide. Sky Guide приняла на себя полную ответственность за катастрофу. Директор компании, президент Швейцарской Конфедерации Йозеф Дайс и посол Швейцарии в России Эрвин Хофер принесли свои извинения и соболезнования семьям погибших. Адвокаты компании Sky Guide на закрытой встрече с родственниками погибших, состоявшейся в июне 2004 года, предложили выплатить компенсации в размере 150 тысяч долларов за каждого российского пассажира, погибшего в авиакатастрофе над Боденским озером.

Кроме того, в июле 2006 года суд города Констанц (Constance) признал Германию ответственной за крушение самолета "Башкирских авиалиний". Воздушное пространство над Боденским озером контролируется швейцарскими авиадиспетчерами со времен Второй мировой войны, однако соответствующего официального соглашения между Германией и Швейцарией так и не было подписано, в связи с чем суд признал незаконной передачу контроля над полетом диспетчеру швейцарской компании Sky Guide. Суд обязал немецкие власти выплатить компенсацию компании и родственникам погибших в авиакатастрофе пассажиров российского лайнера, заявив, что Германия должна возместить стоимость самолета, а также возможные претензии семей потерпевших.

И вот, наконец, свою лепту расследование авиакатастрофы решило внести швейцарское правосудие. Правда, сложно сказать, чем руководствуется швейцарская прокуратура, выдвигая обвинения против восьми сотрудников Sky Guide. Как это ни страшно звучит, все главные фигуранты дела мертвы. Мертвы пилоты "Боинга" и "Ту", мертвы пассажиры, мертв диспетчер Петер Нильсен, действия которого во многом спровоцировали авиакатастрофу. Виталию Калоеву собственная судьба, кажется, уже безразлична. Положа руку на сердце, 15 и 6 месяцев заключения в швейцарской тюрьме, которые грозят обвиняемым, могут служить слабым утешением для родственников погибших. Скорее всего, главная цель состоит в том, чтобы подстегнуть европейские авиадиспетчерские компании к устранению недостатков, связанных с особенностями функционирования международной системы авиаперевозок, когда из-за загруженности воздушного пространства минимальная вертикальная дистанция между самолетами составляет всего 300 метров.

Между тем, стоит упомянуть еще об одном событии, напрямую связанном с авиакатастрофой 2002 года, но не получившем широкой огласки, в отличие от возбуждения новых юридических процедур. В центре воздушной навигации Цюриха, расположенном в местечке Ванген около Дюбендорфа, 1-го июля 2006 года, в четвертую годовщину столкновения самолетов над Боденским озером, состоялось открытие памятника, посвященного жертвам авиакатастрофы. На церемонии присутствовали родственники погибших, представители российского посольства и руководство Sky Guide. Памятник высотой в два метра и шириной в полтора, выполнен из бетона и стекла, в которое вкраплены 72 маленьких символичных авиакрыла, по одному на каждого погибшего в авиакатастрофе, плюс одно в память об убитом авиадиспетчере. Скульптура покоится на стальной плите и с двух сторон облицована базальтом. Автором проекта является Даниэла Айнсдорф. Судя по снимкам, скульптура очень красива.

На этом, право же, можно было остановиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка