Источник: газета «Красная звезда»
Автор: Сергей Князьков
Опубликовано: 09.08.2006, 12:43

"Тюльпан" для любимых


Есть среди элементов высшего группового пилотажа такое действие, как роспуск группы. Летчики Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка, входящего в состав Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В.П. Чкалова, назвали его тепло и красиво - "тюльпан". И, демонстрируя его во время показательных полетов, дарят свой воздушный цветок всем женщинам и ветеранам.

Так было и во время показательных полетов, посвященных 65-летию авиаполка. В середине полуторачасовой программы, в которой участвовали свыше двадцати истребителей и бомбардировщиков, в небе появилась шестерка истребителей Су-27 под командованием начальника Липецкого авиацентра военного летчика-снайпера, заслуженного военного летчика России генерал-майора Александра Харчевского. Вслед за ведущим в плотном боевом порядке "Крыло" вели самолеты заместитель начальника авиацентра по научно-исследовательской работе полковник Юрий Сушков, старший летчик-исследователь исследовательского отдела полковник Сергей Жихарев, старший летчик отдела боевой подготовки подполковник Юрий Спрядышев, старший летчик-инструктор исследовательского отдела подполковник Александр Гостев, командир эскадрильи самолетов Су-27 авиационного полка подполковник Андрей Сорокин.

Полет в сомкнутом боевом порядке на групповую слетанность на малых высотах - зрелище завораживающее. Шестерка истребителей в ярко-синем небе снижалась до высоты 200 метров, выполняла восходящий разворот с набором высоты 700 метров, затем группа "переложилась" с углом крена 70 градусов и выполнила нисходящий разворот со снижением до 200 метров... И как-то даже не верилось, что эти сложнейшие маневры на огромной скорости выполняют не какие-то специальные самолеты, а 30-тонные истребители, расстояние между крыльями которых лишь 10 метров. Летчики после такого пилотажа теряют по 2 - 3 килограмма веса.

И вот наконец программа группового пилотажа подходит к завершению. Динамики, установленные на летном поле, доносят команду генерал-майора Александра Харчевского: "Приготовиться к отстрелу! Отстрел - и раз!"

Над истребителями взмывают тепловые инфракрасные ловушки - своеобразный салют, вызывающий овации на земле.

- Роспуск - и раз! - новая команда Харчевского, и вот он, "тюльпан" для женщин и ветеранов: группа расходится, образуя красивый воздушный цветок.

Едва приземлившись, участники демонстрационных полетов попадают в окружение однополчан, гостей праздника, родных и близких.

- Уважили, ребята! - одобрительно кивает головой ветеран полка, совершивший в годы Великой Отечественной войны 270 боевых вылетов, лично сбивший 10 самолетов противника, кавалер семи орденов генерал-майор авиации в отставке Константин Вячеславович Подбуртый.

- Belissimo! Превосходно! - жмет руку генерал-майору Александру Харчевскому гость праздника, воздушный ас, старший летчик пилотажной группы "Национальный акробатический патруль Италии" полковник ВВС Умберто Росси.

- Да увольте, друзья, какой праздник?! - смеется еще не остывший от полета начальник отдела фронтовой бомбардировочной авиации авиацентра полковник Олег Старожук. - До того, пока не подняли первый тост, у нас обычная работа. Обычная, трудная, с элементами боевой подготовки, правда, в честь юбилея нашего полка для наших гостей! Все делаем искренне, от чистого сердца!

Действительно, следя за завораживающим авиационным шоу, никто как-то не задумывался, а что было в воздухе, когда бомбардировщики Су-24М, выполнив свою часть программы, скрылись из виду. Оказалось, даже в этот праздничный день полеты использовались для отработки учебно-боевых задач. Бомбардировщики уходили на полигон, производили бомбометания и лишь потом возвращались к месту воздушного праздника.

Вот так, образно говоря, совмещая приятное с полезным, Липецкий авиацентр отмечал 65-летие своего прославленного авиационного полка, ведущего историю от 402-го истребительного полка особого назначения.

Самый результативный полк

Говорит начальник музея авиацентра подполковник запаса Владимир Масликов:

- Датой основания 968-го Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка, ведущего свою историю от 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, считается 25 июня 1941 года. В первые дни Великой Отечественной войны по приказу Ставки Верховного Главнокомандования было создано 10 авиационных полков особого назначения, которые комплектовались летчиками-испытателями НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Из них два были вооружены истребителями МиГ-3, в том числе 402-й, которым командовал Петр Михайлович Стефановский, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Позднее испытателей отозвали к месту основной работы, а полк стал комплектоваться обычными летчиками. Тем не менее за годы Великой Отечественной войны стал самым результативным истребительным полком советских ВВС. У нас было 12 полков, на счету которых 500 и более сбитых самолетов противника. 402-й приземлил огнем 810(!). Сам потерял 81 летчика.

Войну 402-й истребительный авиационный полк закончил в 1945 году под Берлином. Непосредственно в полку 10 летчиков удостоились звания Героя Советского Союза, а всего через него прошли 33 летчика, удостоившиеся геройского звания. В том числе Григорий Яковлевич Бахчиванджи, которому довелось испытывать первый отечественный реактивный истребитель Би-1.

После войны полк базировался в Германии, потом в Белоруссии, в 1989 г. - снова в Германии. С мая 1992 года Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк вошел в состав 4-го ордена Ленина, Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова в Липецке и сейчас является главной "площадкой" для проведения летных экспериментов. Так замкнулся круг истории. Исследователи, ставшие бойцами, вновь вернулись к исследовательской работе. В составе полка появляется бомбардировочная и штурмовая эскадрильи, и теперь это исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк.

Пережив трудные времена

Кардинальные изменения в жизни полка произошли не в самые лучшие для Вооруженных Сил и авиации годы, и лишь преданность летчиков самой трудной и романтичной профессии помогла пережить все послеперестроечные невзгоды. Теперь, к счастью, тех, кому небезразлична судьба отечественной авиации, времена, когда пилоты на грани пенсионного возраста не служили, а дослуживали до увольнения в запас, летая на последних каплях добытого у инвесторов топлива, ушли в прошлое. Сегодня полк решает важнейшую задачу поддержания на должном уровне боеготовности не только фронтовой авиации, но ВВС в целом. В лабораториях и учебных классах, на тренажерах и полигонах летчики-исследователи открывают все новые возможности лучших в мире боевых самолетов, подтверждая их на ежегодных летно-тактических учениях.

За последние 10 лет летчики приобрели и серьезный международный опыт. Благодаря мастерству пилотов полка флагу России отдают должное на всех континентах. В 1992 году два истребителя Су-27 впервые в истории фронтовой авиации побывали в США на авиабазе в Ленгли. Затем была Южная Африка (совместные учения ВВС России и ЮАР и три с лишним десятка учебных воздушных боев, выигранных нашими летчиками). Убедительная демонстрация возможностей российских бомбардировщиков и штурмовиков для делегации индийских ВВС сыграла не последнюю роль в заключении очень выгодного для России контракта на поставку в Индию российских самолетов.

Во время празднования 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне авиацентр представлял на Параде Победы фронтовую авиацию, и пилоты провели свои машины над Поклонной горой. В 2003 году они демонстрировали мастерство при открытии российской авиабазы в Канте (Киргизия). В этом же году представляли российские ВВС в Норвегии, в 2005 году - в Таджикистане на учениях коллективных сил безопасности СНГ. И таких примеров множество.

Но поистине всемирную известность летчики полка получили после того, как им было поручено обеспечить легендарный вылет в Чечню тогда еще исполняющего обязанности Президента России Владимира Путина. Самолет главы государства пилотировал начальник авиацентра заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский.

Увы, Чечня запомнится летчикам полка не только этим уникальным полетом, но и гибелью ряда их сослуживцев. 3 февраля 1995 года не вернулся с боевого задания экипаж бомбардировщика Су-24 в составе полковника Александра Касьянова и подполковника Александра Петлякова. Посмертно они награждены орденом Мужества.

"Щит Союза-2006"

А недавно летчики Липецкого авиацентра и Севастопольского полка блестяще проявили себя на командно-штабном учении "Щит Союза-2006" в Белоруссии.

- В учении принимали участие экипажи бомбардировщиков Су-24М под командованием полковника Олега Сторожука, ведомые - подполковники Александр Волошин и Эдуард Занчурин, с ними в парах на прикрытие и развитие успеха ходили на истребителях Су-27М подполковники Юрий Спрядышев, Андрей Сорокин и Александр Гостев. В группу прикрытия на Су-27 также входили начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский, два его заместителя - экипаж в составе полковников Николая Гостева и Юрия Сушкова, экипаж в составе полковника Сергея Жихарева и меня, - вспоминает старший инспектор-летчик подполковник Юрий Грицаенко.

На учение привлекались самолеты фронтовой авиации Су-24М и Су-27. Они работали, как правило, в одной связке: Су-24 наносили удары, а Су-27М наращивали усилия группировки. Также участвовала группа прикрытия этой группировки с воздуха в составе трех Су-27.

Перелет группы из Липецка был выполнен 13 июня с последующими тренировками в несколько смен. Основной день работы был намечен на 24 июня, однако из-за непогоды в воздух были подняты лишь два самолета: Су-24М и Су-27. Они отработали точно, с высоким результатом. Нештатных ситуаций ни в воздухе, ни на земле не было.

По словам подполковника Юрия Грицаенко, особенность действий российской авиации на этом учении заключалась в том, что применялись новейшие, модернизированные типы самолетов. Например, на Су-24М установлена новая система целеуказаний для стрельбы по наземным объектам. Изюминка Су-27М в том, что если Су-27 является истребителем дальнего сопровождения, то новая модификация многофункциональная, может решать задачи, как и Су-24. То есть осуществлять бомбометание с больших дальностей, из-за облаков. Прицельная дальность обнаружения наземных целей у Су-27М 400 километров.

Глядя в будущее

- С какими чувствами встречает Севастопольский полк свое 65-летие? - обращаюсь к заместителю командира части по воспитательной работе подполковнику Андрею Гордееву.

- С чувством радости от того, что он состоялся! Сама подготовка к нему была весьма тяжелой, потому что личному составу пришлось выполнять много ответственных текущих задач. В том числе участвовать в учении на территории Белоруссии. Плюс плановые полеты. Не выходя за рамки безопасности, приходилось очень много потрудиться.

Мы, как видите, не расслабились и на самом празднике, потому что тоже работали. Показывали технику на земле и в небе. Полуторачасовая программа требовала немало коллективных усилий.

Программа, восхитившая зрителей и специалистов, зарождалась в авиацентре 15 лет назад. Сначала для показа была подготовлена пара истребителей, потом звено (4 самолета). Со временем в показ были подключены другие типы самолетов. И в итоге, считает подполковник Андрей Гордеев, липецкие асы демонстрируют грандиозное выступление, которое никто, кроме них, не может показать,

- Центр показа Кубинка - "Русские витязи" и "Стрижы" - как бы ревностно ни смотрели на нас, поскольку мы частично отбираем их хлеб, не в состоянии повторить кое-что из того, что делаем мы, - говорит Андрей Анатольевич. - Это пилотаж четырех типов самолетов, общий строй истребителей и бомбардировщиков.

Действительно, зрительное восприятие боевой работы в войсках, в частности в Липецком авиацентре, впечатляет. Это не шоу в обычном понимании слова, а демонстрация реальной боевой работы летчиков фронтовой авиации, часть которой они и демонстрируют зрителям во время праздников и показов авиационной техники.

А в достаточной ли мере материально обеспечена боевая учеба лучших российских летчиков? Есть ли горючее, запчасти, в порядке ли самолетный парк?

- В данный момент да, - говорит заместитель командира полка. - У нас достаточно горючего, хотя хотелось бы все-таки его побольше. Есть минимум, который необходим. Самолетный парк тоже достаточный. Но нужна перспектива, нужны все-таки новые самолеты. Не может быть такого, что вот-вот - и нам не на чем будет летать. Должна быть уверенность, а для это нужны новые поступления авиационной техники.

К счастью, перспективы у полка, авиацентра есть. Уже получены от промышленности новые самолеты Су-27М, поколения "4+". У них значительно улучшены технические возможности, как пилотажные, так и навигационного и боевого применения. Глубокой модернизации подвергся самолет Су-24, что было доказано на учениях в районе авиабазы Кант в Киргизии, на учениях "Эдельвейс", "Рубеж" и на последнем учении в Белоруссии "Щит Союза-2006".

Подарки от Святителя Николая Чудотворца

...Тем временем праздник Севастопольского авиационного полка продолжился и на следующий день после авиапоказа. Постарались новые шефы Липецкого авиационного центра - Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца (некоммерческая организация под патронатом Всероссийской политической партии "Единая Россия"). Руководитель фонда Андрей Быков вручил командиру полка полковнику Сергею Прокофьеву ключи от новенького автобуса ПАЗ, а большой группе пилотов - нагрудные знаки... объединения атомных подводных лодок на Тихом океане. История необычного подарка такова. В марте 2006 года делегация фонда ездила на Камчатку, чтобы поздравить моряков со 100-летним юбилеем подводных сил России. На средства фонда были изготовлены нагрудные знаки объединения в виде креста с ликами особо почитаемых у военных святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. Эти знаки были освящены священником на глубине 50 метров на борту АПЛ "Георгий Победоносец" и с тех пор служат оберегами подводников. Узнав о предстоящей поездке делегации фонда в Липецк на юбилей летчиков, командование объединения АПЛ попросило вручить знаки объединения лучшим пилотам, что и было сделано. Так своеобразно породнились защитники воздушных и морских рубежей Родины.

А потом всех пригласили на концерт мастеров искусств Москвы и Иванова, приглашенных на средства фонда. Летчикам и членам их семей подарили свое искусство народные артисты России певцы Ренат Ибрагимов и Тамара Гвердцители, 87-летний виртуоз-балалаечник, фронтовик, народный артист России Михаил Федотович Рожков и гитаристка Надежда Калмыкова, солист Большого театра заслуженный артист Ингушетии Александр Захаров, солистки Московского государственного академического камерного музыкального театра Надежда Нивинская и Татьяна Ветрова, солистка Московского центра оперного пения Галины Вишневской Людмила Воробьева и Хоровая капелла мальчиков и юношей г. Иванова под руководством заслуженного деятеля искусств России Александра Жуковского.

- Это был лучший концерт в моей жизни, - отметил, провожая гостей, генерал-майор Александр Харчевский. - Благодаря Фонду Святителя Николая Чудотворца мы и организовали такое чествование нашего знаменитого полка. Все расходы они взяли на себя!

За вклад в развитие авиации, поддержание высокой боевой готовности, личное участие в жизни Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский своим приказом зачислил почетными военными летчиками авиацентра руководителей Фонда Святителя Николая Чудотворца Андрея Быкова и Михаила Чепеля.

А жизнь идет своим чередом. Сразу после праздника пилоты Севастопольского полка и Липецкого авиацентра участвовали в показе боевых самолетов на Международной выставке вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле. Севастопольский полк умножает славные традиции, заложенные при его формировании: быть первыми всегда и во всем, все силы отдавать делу, которому служишь.

Глазами гостя

В Липецке я познакомился с полковником итальянских ВВС Умберто Росси - бывшим старшим летчиком пилотажной группы "Национальный акробатический патруль Италии". В составе итальянской делегации его пригласили в Центр боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова на празднование 65-летия Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка.

Во время трехдневного пребывания в Липецке делегация стала свидетелем полуторачасовой демонстрации возможностей российских истребителей и бомбардировщиков, имела возможность пообщаться с российскими военными летчиками в неформальной обстановке. Итальянский ас любезно согласился ответить на вопросы корреспондента "Красной звезды".

- Господин полковник, как вы оцениваете мастерство русских летчиков?

- Как очень высокое! Особенно отмечаю точность полета при выполнении элементов высшего пилотажа во время группового пилотирования.

- Вам приходилось летать вместе с российскими летчиками на авиационных показах?

- С россиянами - никогда. Но я летал с болгарскими летчиками, которые проходили подготовку в России на МиГ-29.

- Интересно было увидеть авиашоу в Липецке, познакомиться с тем, как живут и отдыхают русские летчики, пообщаться с ними в неформальной обстановке?

- Очень! В других ситуациях я встречался с российскими пилотами в Англии и Австрии. То есть в каком-то смысле у меня было представление о них, об образе мыслей и о том, как они работают. Но наблюдать полеты российских истребителей и бомбардировщиков, общаться с личным составом, осмотреть российские самолеты на земле, выстроенные в линию, для меня было очень важно и интересно.

- Как вы говорили, болгарские пилоты летают на русских самолетах. Приходилось ли вам, господин полковник, близко знакомиться с этими машинами, может быть, сидели в кабине пилота?

- Я сам летал на "МиГе"! Меня поразили сила двигателей, скорость и маневренность истребителя. Кабина "МиГа" очень эргономична. Единственная трудность, с которой столкнулся, чтение названий приборов, написанных кириллицей.

- Сегодня достаточно много говорилось об истории Севастопольского истребительного авиационного полка, особенно связанной со Второй мировой войной. Насколько вам, господин полковник, известно об участии советского народа в этой войне и, в частности, советских летчиков?

- Конечно, хорошо известно. Потому что в европейской культуре изучается история всех народов. Как пилот военной авиации, я немало знал и о действиях русских летчиков во время Второй мировой войны. После посещения Липецка знаю больше.

- Вы побывали на праздничном концерте в честь юбилея полка. Исполнялись песни и арии, в том числе на итальянском языке...

- Это проявление широты русской души! На сцене, как и в небе, были мастера.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 9 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-27, МиГ-29, Су-24, Харчевский Александр, Т-501, Т-420, АС (в процессе тестирования)