Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Мария Сергеева
Опубликовано: 10.08.2006, 12:08

Авиакомпании пожаловались

Они недовольны, что цены на керосин растут быстрее, чем на нефть


Европейские авиакомпании вчера призвали антимонопольную комиссию Евросоюза провести расследование на рынке авиационного топлива, где, по их мнению, крупнейшие производители завышают цены и нарушают основы антимонопольного законодательства. Данная инициатива принадлежит Austrian Airlines Group, которая имеет серьезные претензии к ценовой политике OMV - крупнейшей энергетической компании Центральной Европы.

Представители Austrian Airlines называют ценовую политику, проводимую OMV, монополистской и считают, что энергетики злоупотребляют своим доминантным положением на рынке авиатоплива. Австрийская авиакомпания уже оценила убытки, нанесенные ей монополистической ценовой политикой OMV. По предварительным оценкам, они составили 35 млн евро в год.

Ассоциация авиакомпаний Европы, объединяющая 31 компанию-авиаперевозчика и ежегодно доставляющая 320 млн пассажиров в разные точки мира, направила письмо в Европейскую комиссию, в котором подчеркивает, что темпы роста цен на авиационное топливо в Европе значительно опережают общие темпы роста мировых цен на нефть. Так, по данным инвестбанка Merrill Lynch, с конца 2001 года цены на авиатопливо выросли почти в 4 раза - с 24 до почти 90 долл. В 2006 году вертикальный тренд продолжает сохраняться. Как заявила пресс-секретарь Ассоциации авиакомпаний Европы Француаза Юмбер, претензии австрийской авиакомпании к поставщикам топлива являются правомерными. "Случай Австрии наглядно демонстрирует существующую ситуацию на рынке авиационного топлива - полное отсутствие конкуренции. Авиакомпании - это отдельный рынок, функционирующий по законам свободной конкуренции; на рынке поставщиков горючего этого нет, что очень плохо", - отметила г-жа Юмбер. Представители авиакомпаний British Airways и Air France отказались прокомментировать ситуацию.

Антимонопольные органы некоторых европейских стран уже стали принимать меры. В частности, в июне этого года антимонопольная служба Италии оштрафовала шесть ведущих нефтяных компаний (среди них - Esso, Shell, Total и др.) в общей сложности на 315 млн евро за оказание препятствий конкурентам при попытках войти на рынок заправок самолетов в аэропортах страны. Такое решение приняло итальянское агентство антимонопольной политики "Антитраст".

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что протест Austrian Airlines - "попытка компании решить свои внутренние проблемы". "Австрийские авиалинии - маленькое предприятие, имеющее пересадочный пункт только в Вене. Компания не хеджируется от роста цен на авиатопливо, в то время как многие крупные авиакомпании из Ассоциации авиакомпаний Европы страхуют свои риски", - пояснил RBC daily ведущий эксперт крупной брокерской компании Nomura Holdings Марк Аграновский. По его мнению, заявление о том, что цена на керосин превышает мировые цены на нефть, не совсем справедливо, поскольку цены на авиатопливо формируются на отдельной бирже - Singapore Jet Kerosene, по данным которой разница в цене на нефть и авиатопливо действительно выросла в два раза, но это произошло два года назад. "На авиационное горючее есть рыночная цена, которую было бы неграмотно прямо коррелировать с ценой на нефть. Рост происходит потому, что рынку авиакеросина не хватает емкости. Солидарность Ассоциации авиакомпаний Европы объясняется простым и емким "на всякий случай", - считает г-н Аграновский.

Тем не менее повышение цен на авиатопливо негативно сказывается в частности на возможностях авиакомпаний покупать уже заказанные самолеты. Эксперты отмечают, что в этом случае авиакомпаниям становится сложнее перекладывать издержки на пассажиров, увеличивая стоимость билетов и сборов, поскольку рынок авиаперевозок становится все более конкурентным.

 

Дайджест прессы за 10 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 10 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Air France (в процессе тестирования)