Источник: газета «Время новостей»
Автор: Николай Поросков
Опубликовано: 10.08.2006, 12:30

Битва за титан

США смогут строить военные самолеты с разрешения Кремля


Государственный департамент США вчера заявил о том, что не собирается досрочно отменять санкции, введенные на два года против семи компаний из четырех стран мира, включая российские ФГУП "Рособоронэкспорт" и АХК "Сухой". Обеим инкриминируется нарушение внутреннего американского закона "О нераспространении в отношении Ирана" 2000 года. Россияне якобы замечены в причастности к поставкам в Иран оборудования и технологий, которые потенциально могли внести "вклад в разработку оружия массового уничтожения, крылатых и баллистических ракет".

Нарушение молчания госдепа после 28 июля, когда было объявлено о введении санкций, объясняется, видимо, недавним заявлением главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова. Он выразил уверенность в том, что госдепартамент США скорее всего пересмотрит собственное решение. И пояснил причину такой уверенности: у американцев изначально не было никаких оснований для введения подобных санкций, и действия госдепа можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию. Подобную уверенность в досрочном прекращении санкций высказывали и в руководстве АХК "Сухой".

Обозначенная вчера позиция госдепа ясна: если иностранные компании нарушают законы США, против них вводятся санкции в соответствии с американскими законами. Официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак призвал не усматривать в таких действиях какой-либо заговор против ведущих российских фирм. Так же госдеп поступает и с американскими фирмами. Сегодня в черном списке США 33 иностранные компании.

"Досрочно отменить санкции может только госсекретарь, но пока у нас нет данных, что Кондолиза Райс собирается это сделать", - заявил вчера г-н Маккормак. Правда, американцы еще сами полностью не разобрались в сути санкций. Например, подпадают ли под них частные компании. Пока ясно одно: многое в частном секторе зависит от юристов. Относится данное положение и к одной из ключевых структур скандала - авиастроительному гиганту Boeing. И представитель этой компании в России, и тамошний пресс-секретарь уверены, что санкции вряд ли скажутся на реализации совместного с компанией "Сухой" проекта регионального самолета Sukhoi Superjet-100 (проект в целом называется RRJ), поскольку Boeing выступает в этом проекте лишь в качестве консультанта. В то же время глава "Рособоронэкспорта" (поставщика импортного оборудования в этом проекте) Сергей Чемезов высказал опасение по поводу безоблачности проекта. Все теперь с надеждой смотрят на работающую без отдыха группу американских юристов, защищающих интересы компании Boeing. Официальное их заключение ожидается уже на этой неделе.

Есть все основания полагать, что и американцы, и россияне будут отчаянно воевать против наложенных на их совместную работу запретов, ведь масштабы проекта сулят партнерам хорошие дивиденды. Объем рынка региональных самолетов просчитан до 2023 года и оценивается в 5,4-5,6 тыс. бортов. "Цена вопроса" - около 100 млрд долл. Самые скромные планы АХК "Сухой" - собрать не менее 700 таких машин: 35% из них может быть продано в США и Канаду, четверть - в Европу, 10% - в Латинскую Америку и 7% - в Россию и Китай. Семейство региональных самолетов RRJ будет представлено моделями RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95 (цифра говорит о количестве пассажиров), у каждой из которых будет по две модификации в зависимости от дальности полета. На ноябрь этого года спланирован первый полет Sukhoi Superjet-100, начало эксплуатации - на конец 2007 - начало 2008 года. Цена одного самолета составит порядка 25 млн долларов.

Еще одним фигурантом скандала выступает крупнейший в мире производитель титана - ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма". В новейшей продукции корпорации Boeing все больше деталей из титана, поставляемых этой российской компанией. На авиасалоне в Фарнборо в июле этого года Boeing подписал с Комсомольским-на-Амуре производственным объединением (КнААПО), которое входит в АХК "Сухой", меморандум, в соответствии с которым КнААПО станет поставщиком готовых деталей для гражданских самолетов американской корпорации. Возможности КнААПО по обработке титана, сказали в Лондоне американцы, внушают им оптимизм. В перспективе предполагался долгосрочный многомиллионный контракт.

Вообще Boeing пустил в России прочные корни. Общая стоимость контрактов корпорации в России в 1991-2005 годах - 2,5 млрд долл. Планируемые инвестиции на следующие 30 лет - 27 млрд долл., из них львиная доля - 18 млрд - пойдет на закупку изделий из титана. Сегодня около 30% титана, используемого в производстве лайнеров, подразделение "Боинг - гражданские самолеты" закупает у Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения, больше известного как ВСМПО. К этой компании присоединился титано-магниевый комбинат "Ависма". В апреле 2006 года между Boeing и ВСМПО был подписан меморандум о создании совместного предприятия по механической обработке титановых штамповок для самолетов "Боинг-787", чистовая обработка предполагается на заводе Boeing в Портланде, штат Орегон.

Сегодня сложно говорить, насколько эти планы осуществятся. Причем "крен" может быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Дело в том, что помимо политической воли госдепа дает о себе знать и несогласованность действий в высших эшелонах власти США. Сенат США вместе с бюджетом военного ведомства на 2007 год одобрил изменения к так называемым "поправкам Берри", принятым еще в далеком 1941 году. Их суть - в оборонных программах США могут использоваться спецметаллы, произведенные только на внутреннем рынке страны. Свежепринятые "поправки к поправкам" отменяют обязательную отчетность компаний - поставщиков Пентагона о том, откуда поставлены мелкие детали для их производств.

Главы лидирующих в титановой отрасли американских компаний тут же забили во все колокола, увидев в действиях сената угрозу национальной безопасности. По их убеждению, решение сената приведет к тому, что производство титана для оборонной промышленности США будет полностью у России - из-за громадной разницы цен титан вообще перестанут закупать на внутреннем рынке. Если "Рособоронэкспорт" купит (а сомнений в этом нет) блокирующий пакет акций ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", некоторые рычаги управления американской экономикой окажутся у российского госпосредника в торговле оружием. Американские производители титана открыто говорят, что Пентагон не сможет строить военные самолеты без разрешения Кремля. Более того, у России будет информация о каждой детали, качестве и количестве титана, которые министерство обороны США захочет приобрести.

Ситуация с санкциями, поначалу выглядевшая больше как политическая и даже дипломатическая акция, постепенно перетекает в военно-промышленную плоскость.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 10 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рособоронэкспорт, Военные самолеты, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина, Корпорация ВСМПО-АВИСМА, SSJ-100, Чемезов Сергей, Компания Boeing в России и СНГ, Самолетостроение (в процессе тестирования)