Источник: газета «Ведомости»
Автор: Ирина Малкова
Опубликовано: 10.08.2006, 12:35

Всем лететь в "Шереметьево"

Минтранс хочет объединить семь российских аэропортов


Управлять семью воздушными воротами, полный или частичный контроль над которыми находится у государства, следует из одного центра - к такому выводу пришли чиновники Минтранса и руководство аэропорта "Шереметьево". Эффективность этого решения не очевидна, ведь в прошлом году "Шереметьево" уступил лидерство в отрасли частному "Ист Лайну".

Аэропорт "Шереметьево" в 2005 г. обслужил 12,2 млн пассажиров. В "Шереметьево" работают два терминала. Выручка ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) за 2005 г. - 4,7 млрд руб., чистая прибыль - 951,6 млн руб. Новый "Шереметьево-1" откроется к 2007 г., "Шереметьево-2" и "Шереметьево-3" - к 2008 г.

Министерство транспорта предлагает создать единого оператора на базе "Шереметьево". Тот управлял бы крупными аэропортами, которыми полностью или частично владеет государство, заявил вчера помощник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков. Концепция создания такого оператора направлена в Минэкономразвития неделю назад, а ее разработчиками выступают Минтранс и сам "Шереметьево", пояснил он "Ведомостям." Предлагается внести в уставный капитал "Шереметьево" госпакеты акций других аэропортов или создать отдельную госкомпанию, в которую войдет и "Шереметьево", но первый вариант предпочтительнее, так как "Шереметьево" и есть 100%-ная госкомпания, уточнил Коньков. "Шереметьево" - "лидер в аэропортовом бизнесе" и одновременно компания со 100%-ным госучастием, объяснил выбор министерства представитель Минтранса. Замгендиректора по экономике и финансам самого "Шереметьево" передал через пресс-службу, что компания поддерживает планы министерства по созданию единого оператора, конкурентоспособного на мировом рынке.

Перечня аэропортов, которые предлагается передать в управление единому оператору, пока нет, утверждают представители "Шереметьево" и министерств, знакомые с планом. Но потенциальных кандидатов - крупные аэропорты с госучастием - можно пересчитать по пальцам. Петербургский "Пулково" и "Аэропорт Сочи" - это федеральные унитарные предприятия, в новосибирском "Толмачево" и самарском "Курумоч" государству принадлежит контрольный пакет. В екатеринбургском "Кольцово" Росимущество владеет 25,5% акций, а красноярский "Емельяново" входит в авиакомпанию "Красэйр", государственную на 51%. Суммарный пассажиропоток шести аэропортов в 2005 г. составил 9,4 млн человек, а вместе с "Шереметьево" - 21,6 млн, или около 62% от общего пассажиропотока страны. Представители аэропортов отказались комментировать ситуацию.

Укрупнение госактивов - популярная тема среди чиновников. Когда в феврале руководители "Аэрофлота" попросили у государства госпакеты акций пяти крупных авиакомпаний ("Пулково", ГТК "Россия", "Дальавиа" (100% у государства), "Владивосток Авиа", "КрасЭйр" (51%) и "Сибири" (25,5%) в обмен на дополнительные акции "Аэрофлота", эту идею охотно подхватило Росимущество, предложившее Минтрансу подумать о передаче в капитал "Аэрофлота" всех принадлежащих государству акций. Правда, пока реализация этих планов откладывается.

Цель объединения аэропортов - повышение эффективности управления ими. "Создание единого оператора гарантирует внедрение единых стандартов обслуживания и возможность привлечения серьезных средств для развития как центральных, так и региональных аэропортов, - уверен глава Росавиации Александр Юрчик. - А в перспективе часть акций этой компании может быть размещена на бирже". Он считает, что единый оператор на базе "Шереметьево" будет стоить дороже разрозненных аэропортов.

За рубежом одному оператору доверяют управление несколькими аэропортами, констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Он приводит в пример British Airports Authority (BAA), которая владеет и управляет семью аэропортами в Великобритании, включая лондонские Хитроу, Гэтвик и Стэнстед. По мнению президента ассоциации "Аэропорт ГА" Виктора Горбачева, создание единой управляющей компании оправданно, если в одном аэроузле действует больше двух аэропортов. Он напоминает, что еще в 1992 г. предлагал Минтрансу объединить управление Московским авиаузлом, но поддержки не получил. Сейчас он не вполне понимает, почему центром объединения должно быть именно "Шереметьево" - с таким же успехом управляющим можно назначить госпредприятия "Пулково" или "Аэропорт Сочи". Год за годом "Шереметьево" терял лидерство, ведь ему приходилось обслуживать больше пассажиров, нежели позволяла его пропускная способность. От услуг "Шереметьево" отказались более 10 авиакомпаний, в том числе British Airways. И в прошлом году благодаря взрывному росту пассажиропотока "Домодедово" обогнало "Шереметьево". В 2005 г. пассажиропоток "Шереметьево" упал на 5%, а в 2006 г., по прогнозам, снижение составит еще 5,5% - до 11,5 млн пассажиров. "Из-за того что государство не инвестировало в развитие "Шереметьево" и не принимало важных управленческих решений, аэропорт потерял темп", - констатирует руководитель аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев, который сомневается в эффективности выбора "Шереметьево" на роль управляющей компании. В "Ист Лайне", управляющем "Домодедово", от комментариев отказались.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 10 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Владивосток Авиа, Дальавиа, Международный аэропорт Шереметьево, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Пантелеев Олег, Международный аэропорт Кольцово, Международный аэропорт "Курумоч", Владивосток Авиа (Vladivostok Air) (в процессе тестирования)