Источник: журнал «Энергетика, промышленость, регионы»
Опубликовано: 10.08.2006, 15:32

Зарубежная авиационная техника на выставке ILA 2006

В столице Германии с 16 по 21 мая 2006 г. проходил международный авиакосмический салон ILA 2006


Международные авиакосмические салоны "ILA" в Берлине проводятся регулярно в мае по четным годам. Свое историческое начало эти выставки, в которых на постоянной основе принимали участие Советский Союз, а затем и Россия, берут с начала прошлого столетия и занимают уверенное, достойное место в календаре аналогичных международных мероприятий, а по некоторым абсолютным показателям (деловые посетители, публика) превосходят широко известные "Бурже", "Фарнборо".

По итогам ILA-2006 устроители опубликовали следующую информацию:

  • количество стран участниц - 42
  • количество фирм участниц -1014
  • количество летательных аппаратов - 340
  • общая площадь в павильонах -25 000 кв.м.
  • количество посетителей - 250 000 чел. (в т.ч. 114 000 бизнес- посетителей)
Зарубежные фирмы показали в основном хорошо известные гражданские и военные самолеты и вертолеты. Из показанных впервые следует отметить магистральные самолеты Airbus А380-800 и А340-600, административные самолеты Embraer Legacy600 и GROB G180SNp, а также демонстрационный БПЛА Barracuda.

Следует также отметить, что качественный уровень выставки ILA2006 оказался невысоким. Основной причиной этого стало отсутствие многих ведущих фирм, в частности, Boeing, General Electric, Dasso Aviation, BAE Sistems, Cessna, Gulfstream Aerospace. Не принимали участия в работе выставки фирмы и организации и ЮАР, Индии, Китая и ряда других стран. Некоторые ведущие фирмы (Lokheed Martin, Nortrop Grumman, Sikorsky и т.д.) ограничились небольшими экспозициями с минимумом информации.

Показанный на выставке 555-местный дальнемагистральный самолет А380-800 является вторым опытным самолетом (MSN004). В настоящее время в программе летных испытаний принимают участие четыре опытных самолета, оснащенных двигателями Rolls-Royce Trent 900. К 12 мая 2006 г. эти самолеты совершили 367 полетов и налетали 1238 ч. Два самолета (MSN002 и MSN007) находятся на заводе фирмы Airbus в Гамбурге, где происходит установка интерьеров пассажирских салонов. В ближайшее время начнутся летные испытания пятого самолета, на котором установлены ТРДД Engine Alliance GP7200. Все пять опытных самолетов должны до сертификации налетать 2500 ч.

Президент фирмы Airbus Густав Хумберт заявил, что на заводе в Тулузе собраны 15 самолетов (включая пять опытных самолетов и два планера для статических и усталостных испытаний), ведется стыковка секций следующих 14 самолетов и началось изготовление деталей еще девяти самолетов. Он также сообщил, что на испытательном стенде в Дрездене по программе усталостных испытаний отработано 10 385 летных циклов. В ходе летных испытаний опытные самолеты посетили более 20 аэропортов; непосредственно во время выставки самолет А380-800 выполнил полет по маршруту Берлин - Лондон (аэропорт Хитроу) - Берлин.

Сертификация самолета А380-800 намечена на четвертый квартал 2006 г. Сразу же после этого авиакомпания Singapore Airlines должна получить первый самолет. К маю 2006 г. уже продано 159 самолетов (134 пассажирских и 25 грузовых).

Фирма Airbus впервые показала макет пассажирского салона дальнемагистрального самолета А350. В настоящее время она ведет окончательное определение конфигурации лайнера с целью более полного удовлетворения требований авиакомпаний. На пресс-конференции Г. Хумберт сказал, что приходится пересматривать некоторые характеристики самолета. При этом он не подтвердил и не опроверг информацию о том, что в конструкцию самолета А350 будут внесены существенные изменения, включая увеличение размеров крыла, увеличение диаметра фюзеляжа почти на 0,5 м и использование более мощных ТРДД. Он особо подчеркнул, что летом 2006 г. облик самолета будет окончательно утвержден, летные испытания начнутся в 2008 г., а в эксплуатацию самолет поступит в 2010 г.

К настоящему времени фирма Airbus продала 100 самолетов А350 и получила еще 82 зарезервированных заказа. Предполагается, что до конца 2006 г. может быть продано еще 150-180 самолетов. Фирма Airbus создает семейство самолетов, состоящее из вариантов А350-800 (253 пассажира, дальность полета - 16 300 км), А350-900 (300 пассажиров, дальность полета - 13 900 км) и А350-1000 (300 пассажиров, дальность полета - 16 000 км).

В ходе пресс-конференции Г. Хумберт особо отметил важную роль сотрудничества фирмы Airbus с российской авиационной промышленностью. При этом он выделил большую роль, которую играют в этом ЦАГИ и ВИАМ.

Впервые в Берлине был показан опытный административный самолет GROB G180SPn Utility Jet, проходящий сертификационные испытания. К настоящему времени самолет налетал почти 150 ч. Он рассчитан на перевозку 8-9 пассажиров на маршрутах протяженностью свыше 3300 км. Сертификация самолета должна завершиться в середине 2007 г. с последующим началом поставок.

Фирма Embraer показала административный самолет Legacy 600, созданный на основе 37-местного регионального самолета ERJ-135. Самолет рассчитан на перевозку 10-16 пассажиров; дальность полета с 8 пассажирами составляет 6020 км (с резервами топлива). В 2002 г. самолет сертифицирован по нормам FAA, а в 2003 г. прошел сертификацию в России.

На выставке впервые был показан макет фюзеляжа легкого административного самолета Phenom 300, предназначенного для перевозки 6-7 пассажиров на расстояния до 3300 км. На самолете будут установлены два ТРДД Pratt & Whitney Canada PW535E тягой по 1450 кгс. В настоящее время Embraer завершил определение облика самолета. Его летные испытания планируется начать во второй половине 2008 г., а в эксплуатацию он поступит в 2009 г. Фирма создает также более легкий административный самолет Phenom 100, предназначенный для перевозки 4 пассажиров на маршрутах протяженностью до 2440 км. На нем будут использовать два ТРДД Pratt & Whitney Canada PW616F тягой по 730 кгс. В эксплуатацию самолет поступит не ранее середины 2008 г.

Была также представлена модель административного самолета Lineage 1000, который создается на основе 100-местного регионального самолета Embraer Е-190. Фирма полагает, что поставки самолета могут начаться в 2008 г. За счет увеличенного запаса топлива самолет Lineage 1000 будет несколько тяжелее самолета Е-190, дальность полета его составит около 7800 км. Самолет рассчитан на перевозку 13-19 пассажиров.

Авиационно-космический концерн EADS впервые представил на выставке демонстрационный БПЛА Barracuda, создававшийся в течение последних лет по секретной программе. Незадолго до открытия выставки БПЛА выполнил первый полет. Аппарат предназначен для отработки технологий, необходимых для создания перспективного беспилотного боевого самолета. БПЛА имеет низкорасположенное стреловидное крыло (размах - 7 м), длину более 8 м и двухкилевое оперение. Силовая установка состоит из одного ТРДД тягой около 1400 кгс. В конструкции БПЛА широко используются элементы технологии "стелс".

К выставке ILA2006 фирмы Boeing и Airbus не подготовили прогнозов развития пассажирских самолетов на ближайшие 20 лет. Единственный прогноз был представлен американской компанией Teal Group относительно развития рынка реактивных административных самолетов до 2015 г. Согласно этому прогнозу в ближайшие 10 лет может быть построено 10 087 самолетов на общую сумму 141.1 млрд. долл. Подчеркивается, что свыше 40% будут принадлежать самолетам, рассчитанным на перевозку свыше 13-14 чел., т.е. самолетам, разработанным фирмами Bombardier, Dasso Aviation и Gulfstream Aerospace. В прогнозе также говорится, что к 2016 г. на мировом рынке появится сверхзвуковой административный самолет.

Во время работы выставки ILA2006 состоялось более 80 международных конференций и симпозиумов. В частности, прошли российско-германский симпозиум по сотрудничеству в области разработки летательных аппаратов, конференция по вопросам использования самолета-амфибии Бе-200 в тушении лесных пожаров, конференции министров транспорта стран, предприятия которых входят в состав фирмы Airbus, симпозиум по перспективным авиационным материалам, конференция по проблеме создания в Европе тяжелого транспортного вертолета, конференция по проблемам снижения вибрации летательных аппаратов, симпозиум по БПЛА, заседание рабочей группы по силовым установкам и т.д.

Российская экспозиция

Россия в этом году принимала участие в международном авиакосмическом салоне ILA2006 с почетным статусом страны-партнера.

В выставке приняли участие более 70 российских предприятий авиационной, ракетно-космической и смежных отраслей промышленности. По техническому заданию В/О "Авиаэкспорт" был построен отдельный павильон площадью более 3000 кв.м., в котором разместилась национальная экспозиция Российской Федерации. На стендах павильона экспонировалось более 500 наименований продукции гражданского и более 170 наименований военного назначения. На статических стоянках и в полетах отечественный авиапром показывал самолеты: Ту-204-300, Ил-76 ТД, Ил-76ТД-90ВД, Бе-200ЧC, МиГ-29М ОВТ, Ан-32 (самолет технического сопровождения), а также вертолет МББ-105.

В настоящее время Россия реализует с Германией около 40 совместных проектов в авиакосмической сфере, из них около 10 касаются авиационной техники, а остальные 30 имеют отношение к освоению космического пространства.

Стенды российских предприятий и объединений были изготовлены по индивидуальным проектам с учетом рекомендаций (единый логотип, государственная цветовая символика, наличие принадлежности к ОАК и пр.), что позволяло посетителям воспринимать наше участие в выставке как целенаправленный и продуманный показ экспортного потенциала Российской Федерации.

Все российские участники выставки проводили рекламно-маркетинговые мероприятия: демонстрацию экспонатов, переговоры по собственным планам, а по военно-техническому сотрудничеству - по согласованию с ФС ВТС и ФГУП "Рособоронэкспорт". Среди плюсов можно назвать и информационное сопровождение. Участники экспозиции и гости павильона имели возможность своевременного получения информационных материалов - каталога предприятий России, участвующих в салоне, ежедневного бюллетеня ИТАР-ТАСС: ILA Show News. В достаточном количестве в течении всей выставки распространялись российские журналы, специально подготовленные к ILA2006, другие печатные издания.

Российская авиационная и космическая техника, представленная на международном авиасалоне ILA-2006 в Берлине, вызвала большой интерес у участников выставки.

Европа впервые увидела наш новый дальнемагистральный лайнер Ту-204-300, на борту которого прибыла в Берлин российская делегация во главе с руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным. "Это первый показ самолета в Европе, в ходе которого гости выставки смогли убедиться в высоком уровне комфорта, обеспечиваемого новым "туполевским" авиалайнером", - сказал президент ОАО "Туполев" Игорь Шевчук.

Российский истребитель МиГ-29М ОВТ стал главной звездой авиашоу на международной выставке ILA-2006. Наш самолет собрал не только наибольшее число зрителей и восторженных комментариев специалистов, но и стал объектом внимания немецких телеканалов на период проведения выставки. Каждый подъем российской машины показывался в прямом эфире, для чего на время демонстрационных полетов прерывались текущие передачи.

"Эта машина практически доведена до уровня боевого самолета пятого поколения. Истребителю предстоит большой путь. Я думаю, что он будет востребован на европейском рынке и на рынках других континентов", - сказал руководитель делегации ФГУП "Рособоронэкспорт" на авиасалоне Анатолий Аксенов.

Ил-76ТД-90ВД своим присутствием в Берлине не только подтверждал, что модернизированные российские транспортники соответствуют всем нормам ЕС и могут выполнять рейсы по заказу европейских стран, но одновременно служил своего рода демонстрацией возможностей в модернизации этого самолета. Пилотажно-навигационный комплекс для этой машины доведен до норм международных требований и может обеспечивать полет в любых условиях, с заданной точностью, заход на посадку в соответствии с международными требованиями. В состав комплексов входят современные цифровые системы управления и средства отображения. Для этих машин разработана бортовая система автоматизированного контроля, которая отслеживает и прогнозирует техническое состояние радиоэлектронного и электротехнического оборудования, шасси, двигателя и планера самолета.

Впечатляющей была и демонстрация возможностей самолета КБ Бериева Бe-200ЧС (вариант для МЧС), который сбросил на условный пожар мощный водный поток. Этот единственный в мире реактивный амфибийный самолет блестяще зарекомендовал себя при реальном тушении пожаров в Италии и по достоинству был оценен зарубежными специалистами.

В российской экспозиции был представлен практически весь экспортный ряд вертолетов марок "Ми" и "Ка", а также серийная продукция вертолетостроительных заводов, которые вошли в вертолетный холдинг, создаваемый объединенной промышленной корпорацией "Оборонпром".

Многоцелевой экраноплан "Акваглайдер" также стал одной из "звезд" российской экспозиции на салоне ILA2006. 5-местный летательный аппарат, установленный на статической экспозиции рядом с российским национальным павильоном, ежедневно привлекал внимание многих тысяч посетителей и специалистов. Аппарат сертифицирован по международным нормам и запущен в серийное производство в Нижегородской области. Он предназначен для скоростной доставки пассажиров и грузов на расстояния до 400 км с крейсерской скоростью 170 км/ч. В настоящее время начались продажи "Акваглайдера" в регион Юго-Восточной Азии, а также в Латинскую Америку. По мнению представителей внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", которое принимает участие в продвижении новой российской разработки на мировой рынок, у "Акваглайдера" большое будущее. Прежде всего, это очень эффективное скоростное транспортное средство для стран с прибрежной зоной и большим количеством островов. Экраноплан имеет длину 10,6 м, ширину 5,9 м, высоту 3,35 м и массу 2,4 тонны. В кабине "Акваглайдера" размещаются пилот и четыре пассажира. Аппарат может совершать полет на водной поверхностью при высоте волн до 0,5 метра.

На ILA2006 также были представлены новые средства визуализации, навигации, вычислительной техники, систем планирования применения летательных аппаратов и их вооружения, системы регистрации полетной информации на твердотельной памяти, высокоточное барометрическое оборудование.

Наравне с бортовой авионикой, предназначенной для оснащения летательных аппаратов, в российской экспозиции можно было увидеть и средства для борьбы с летательными аппаратами. МНИИ "Агат", входящий в Концерн ПВО "Алмаз-Антей", выставил на своем стенде новые активные радиолокационные головки самонаведения (АРГС) 9Б-1103М диаметром 350 мм и 150 мм, а также серийную АРГС ракеты РВВ-АЕ. МНИИ "Агат" уже имеет контракты на поставку своей продукции иностранным заказчикам.

В составе экспозиции Уральского оптико-механического завода присутствовали макеты подвесного оптико-электронного контейнера "Сапсан-Э", предназначенного для круглосуточного высокоточного наведения на цель управляемого оружия, малогабаритной системы оптического наблюдения серии "700". В этом году, по планам руководства предприятия, должно быть освоено и производство тепловизора 3-го поколения - он создается в кооперации с фирмой Sagem.

Космическая тематика, представленная 14 предприятиями, вызывала неизменный интерес посетителей выставки. Экспонаты "отражали эффективность сотрудничества РФ и западноевропейских стран в космической отрасли",- отметил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. По его словам, каждое из предприятий космической отрасли реализует программу сотрудничества с Европой.

Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "Прогресс" продемонстрировал новые возможности модернизированной ракеты-носителя "Союз", которая может стартовать с космодрома Куру во Французской Гвиане. Конструкторское бюро общего машиностроения показало макет стартового комплекса для "Союза" на космодроме Куру, а НПО имени С.А. Лавочкина - разгонный блок "Фрегат", который будет устанавливаться на модернизированных ракетах-носителях "Союз-СТ".

НПО имени Решетнева из г. Железногорска представило макеты космических аппаратов серии "Экспресс-АМ" и "Экспресс-1000″, которые создаются в сотрудничестве с европейской компанией "Алкатель" в интересах России и зарубежных заказчиков. РКК "Энергия" имени С.П. Королева выставила модель нового многоразового космического корабля "Клипер" и представила программу освоения Луны - эти два проекта привлекают особенно пристальное внимание европейских партнеров.

Одним из наиболее заметных для нашей страны событий салона стало подписание компанией Airbus и фирмой EFW (инженерно-производственным центром концерна EADS по переоборудованию пассажирских самолетов в грузовые) с одной стороны, РСК "МиГ" и НПК "Иркут" - с другой предварительного соглашения о сотрудничестве в области переоборудования узкофюзеляжных пассажирских самолетов Airbus в грузовые. Под протоколом поставили свои подписи генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров, президент НПК "Иркут" Олег Демченко, президент Airbus Густав Хумберт и глава фирмы EFW Хорст Эмкер. "Благодаря этому соглашению, сотрудничество Airbus и российской авиационной промышленности ... будет выведено на принципиально новый уровень, в основу которого положено долгосрочное партнерство", - заявил Густав Хумберт в ходе церемонии подписания.

Еще одно взаимовыгодное соглашение о сотрудничестве было подписано в ходе ILA2006 Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля и фирмами "Транзас" и Thales. "Транзас" и Thales в кооперации должны разработать БРЭО для перспективного вертолета Ми-38. В церемонии подписания соглашения приняли участие гендиректор МВЗ Андрей Шибитов, генконструктор МВЗ Алексей Самусенко, гендиректор ОПК "Оборонпром" Денис Мантуров, старший вице-президент Thales Aerospace Франсуа Кантан и вице-президент группы компаний "Транзас" Виктор Годунов. Thales поставляет комплекс авионики для регионального лайнера RRJ, ее оборудование устанавливается на экспортных модификациях истребителей семейства Су-30 и учебном самолете МиГ-АТ. Теперь продукция Thales войдет и в состав наиболее перспективного российского вертолета нового поколения.

ФГУП "ММПП "Салют" и немецкая компания MTU Friedrichshafen заключили контракт в области производства авиадвигателей на сумму в несколько миллионов долларов.

В ходе ILA-2006 коммерческой группой "В/О "Авиаэкспорт", в соответствии с программой работы на выставке, были проведены встречи, переговоры и консультации, касающиеся поставок российской авиатехники в гражданской комплектации и проведения ее послепродажного обслуживания с потенциальными заказчиками из стран Восточной Европы, Латинской Америки, а также Германии и Индии. Кроме того, состоялись встречи с представителями ряда коммерческих структур, на которых обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества.

Итоги

Глава президиума Федерального союза германской авиакосмической промышленности (BDLI) Ханс-Йоахим Ганте поблагодарил российское правительство за представленную экспозицию "самого высокого уровня". Он подтвердил, что приглашение России в качестве страны-партнера обернулось полным успехом, причем обе стороны остались в выигрыше. "Все это дает прекрасные возможности для открытия новых рынков", - подчеркнул господин Ганте.

Достигнутые в ходе салона соглашения свидетельствуют о том, что сотрудничество России с государствами ЕС в высокотехнологичных отраслях, таких как авиационная и космическая, действительно набирает обороты и превращается, как отметил глава Роспрома Борис Алешин, в "улицу с двусторонним движением".

Участие отечественной авиационной, ракетно-космической и смежных отраслей промышленности в международном авиасалоне ILA-2006 продемонстрировало высокий потенциал России и ее готовность интегрироваться в международную кооперацию в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, производства, сертификации и сбыта продукции высоких технологий. По оценкам ряда зарубежных специалистов и ведущих российских разработчиков и производителей авиатехники, демонстрация столь большой экспозиции России на ILA-2006 стала возможным благодаря организующей роли федерального органа управления авиационной промышленностью - Роспрома.

"Мы удовлетворены итогами Берлинского авиасалона. Он наглядно показал, что российское оружие и боевая техника имеют хорошую перспективу на европейском рынке, который с распадом Варшавского Договора в значительной степени был потерян", - сказал руководитель делегации ФГУП "Рособоронэкспорт" на авиасалоне Анатолий Аксенов.

Изучение иностранных экспозиций на выставке российскими специалистами по направлениям будет способствовать реальным оценкам тенденций и перспектив развития мировой авиационной науки, техники и технологий в сопоставлении с отечественными разработками.

 

Дайджест прессы за 10 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 10 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Энергетика, промышленость, регионы». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Военные самолеты, Магистральные самолеты, Ми-38, МиГ-АТ, Бе-200, МиГ-29М, Ил-76 МД, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, , Аэромеханика, Концерн ПВО "Алмаз - Антей", Туполев, Рособоронэкспорт, Су-30, Ту-204-100, Объединенная авиастроительная корпорация, ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОБОРОНПРОМ", Мантуров Денис, Авиационная промышленность, Восток Техникал Сервис, Алмаз, Ан-32, А380-800, А350-900, А340-600, Ту-204-300, Ил-76ТД, Демченко Олег, Федоров Алексей, Аксенов Анатолий, Годунов Виктор, Самусенко Алексей, Ил-76, Legacy, Bombardier, Т-130, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, Выставки и конференции, Ан-22, Д-12, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)