Источник: информационное агентство «АРМИНФО»
Опубликовано: 10.08.2006, 16:30

Международный авиационный комитет не был и не мог быть независимым органом расследования авиакатастроф


Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России о рассмотрении вопроса целесообразности делегирования Межгосударственному авиационному комитету (МАК) функций и полномочий специально уполномоченного органа в области гражданской авиации России было воспринято в Армении как давно назревшее решение.

Как отмечает газета "Иравунк", указание Советом Федерации на необходимость передачи функций по расследованию летных инцидентов независимому органу отражает тот факт, что МАК со дня своего зарождения не был и не мог быть независимым. В 1994 году МАК был уполномочен на сертификацию всех видов самолетов, аэропортов, авиатехники, на проведение расследований причин авиакатастроф. За сертификацию каждого Boeing МАК получает около 3 млн долларов. Согласно российским источникам, эти суммы зачастую передаются посредством офшорных структур, и порой не вся сумма достигает России. Возглавляемая госпожой Татьяной Анодиной структура освобождена от налоговых обязательств, то есть не выплачивает в бюджет России ни копейки. В качестве федеральной структуры МАК может реализовывать любую авиационную сделку, однако когда наступает день отчета, представители МАК вспоминают о своем происхождении из СНГ и дипломатического неприкосновенности. МАК стал головной болью и для российской правоохранительной системы, компетентные органы стараются держаться подальше от МАК, как и от авиакомпании "Трансаэро", в которой 45% акций принадлежит семье госпожи Анодиной, а 3,25% лично ей. Последняя проверка компании "Трансаэро", которая была инициирована членом Совета Федерации и Счетной палаты Левоном Чахмахчяном окончилась для Чахмахчяна плачевно. Его обвинили в получении взятки в 300 тыс долларов и в намерении получить 1,2 млн долларов. Сам сенатор утверждает, что стал жертвой провокации, организованной председателем Совета директоров "Трансаэро" Александром Плешаковым, который является сыном директора МАК Татьяны Анодиной.

Скандальную известность получило решение от 12 февраля 2003 года о запрещении полетов Ил-86, принятое на основании скоропалительного расследования МАК. Были запрещены полеты авиалайнера, который в мировом самолетостроении пользуется славой самого надежного пассажирского борта в мире: за первые 22 эксплуатации этой марки не было ни одной катастрофы. Понадобилось закулисное вмешательство президента России Владимира Путина для того, чтобы МАК отменило свое решение. Основанием для запрета полетов ИЛ-86 послужил инцидент с самолетом компании "Пулково". Ил-86 совершал перелет в аэропорт "Шереметьево-1" для технического осмотра, однако неожиданно самолет взмыл носом в небо и рухнул, спаслись лишь две стюардессы, находившиеся в хвостовой части самолета. Специалисты в один голос выражали уверенность в том, что катастрофа была вызвана техническим неполадками, однако МАК в своем размытом заключении попыталась заверить, что инцидент произошел по вине экипажа. И это при том, что опытные пилоты неоднократно подчеркивали, что их погибшие коллеги должны были быть самоубийцами для того, чтобы позволить себе столь неадекватное поведение. Примечательно, что МАК на столь сомнительных основаниях запретила полет Ил-86 в то самое время, когда руководство России старается привлечь крупные инвестиции в развитие отечественного самолетостроения. Свое сверхнедоверчивое отношение к летчикам МАК продемонстрировала и после катастрофы А310 в Иркутске. Однако на сей раз гипотезы МАК о вине экипажа А-310 в считанные часы сменились на диаметрально противоположные: российские СМИ принялись рассказывать о том, как в тяжелых природно-климатических условиях, после длительного перелета совершил блестящую посадку в Иркутске, после которой, однако, один из двигателей самолета перешел из режима торможения в режим взлета, что и стало причиной катастрофы. Специалисты отмечают, что автоматика аэробуса "неадекватно себя повела" и ожидают разъяснений от компании Pratt&Whitney, которая производит эти двигатели.

В связи с трагическим инцидентом под Сочи, когда А320 авиакомпании "Армавиа" рухнул в море, весьма примечательно мнение бывшего заместителя ГосНИИ гражданской авиации по летным испытаниям, специалиста-расследователя, пилота, кандидата технических наук Владимирова Герасимова, указавшего на то, что выводы о вине экипажа строятся исключительно на второй части расшифровки, свидетельствующей о том, что летчик уводит машину на разворот, отключив автопилот. "Да, он не должен был его отключать, но что заставило его так поступить - вот главный вопрос, на который должна была ответить комиссия, однако она об этом умолчала", - заявил В.Герасимов "Московскому комсомольцу". Туманные отчеты МАК о расследовании ряда катастроф подвигли азербайджанский государственный концерн "Азал" привлечь для расследования произошедшей в декабре катастрофы Ан-140-100 независимых российских экспертов, а не МАК. Видимо, этим обстоятельством объясняется тот факт, что предварительное расследование предъявило серьезные обвинения компании-производителю Ан-140- 100. Азербайджан отказался от дальнейших закупок этой украинской марки и намерен потребовать крупной компенсации.

"Комсомольская правда" в свое время отмечала, что компания "Трансаэро" наряду с "Аэрофлотом" пользовалась налоговыми льготами. В частности, в отличие от всех остальных частных российских авиакомпаний "Трансаэро" при закупке лайнеров из- за рубежа не выплачивало в государственную казну 40% от себестоимости борта. Право на льготную закупку Боингов и Аэробусов, приносящее "Трансаэро" миллионные прибыли, компания получила еще в начале 90-х годов. В 1999 году, когда льготы "Трансаэро" были продлены, компания обязалась закупить самолеты Ту-204 российского производства, однако, как отмечают источники, на сегодня, авиапарк "Трансаэро" представлен, в основном, "Боингами" и "Аэробусами". Газета отмечает, что "Трансаэро" не только не выполнила своих обязательств по закупке российских самолетов, но и пытается искусственными, а порой скандальными методами вытеснить из рынка те авиакомпании, которые пользуются российскими бортами.

Примечательно, что в авиационных кругах Армении обсуждают намерения "Трансаэро" внедриться на авиарынок Армении.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 10 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «АРМИНФО». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Сенатор, Ту-204-100, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Ил-86, Ан-140, А310-300, Армавиа (Armavia) (в процессе тестирования)