Источник: сайт «Взгляд»
Автор: Василий Печко
Опубликовано: 11.08.2006, 12:47

Арестован сотрудник аэропорта

В ходе расследования предотвращенных терактов продолжает появляться информация о новых деталях заговора


Раскрытию террористической ячейки, члены которой были арестованы в Лондоне в ночь на четверг, поспособствовало внедрение в группу террористов агента британских спецслужб. Кроме того, по данным британских СМИ, среди террористов арестован один сотрудник Хитроу, имевший доступ ко всем помещением лондонского аэропорта.

Как сообщают СМИ, наблюдение за террористами, планировавшими взрывы в авиалайнерах, велось с декабря 2005 года. По данным американских СМИ, ссылающихся на документы Министерства внутренней безопасности США, в террористический заговор было вовлечено до пятидесяти человек.

Как сообщает Associated Press, Английский банк (Государственный банк Англии) в пятницу сообщил о замораживании активов 19 человек, задержанных в четверг и подозреваемых в причастности к организации терактов на воздушном транспорте. Как отмечается в информационном сообщении банка, большая часть этих лиц - жители Лондона, "которые носят мусульманские имена". Старший в данном списке - 35-летний Шамин Мохаммед Уддин. Самому молодому, Абдулу Муниму Патэлю, - 17 лет.

Как сообщил американский телеканал ABC, установлены личности предполагаемых главарей террористов, планировавших взрывы в вылетавших из Лондона самолетах, деньги на авиабилеты для смертников переводились из Пакистана. "Установлены личности троих задержанных по подозрению в планировании серии терактов в Великобритании - все трое руководили действиями остальных задержанных", - передает телеканал, ссылаясь на источники в разведке. Двое из них не так давно побывали в Пакистане, а после этих поездок получили из Пакистана денежные переводы, которые, по данным телеканала, должны были пойти на авиабилеты для террористов-смертников. Телеканал называет имена задержанных: Рашид Рауф, Мохаммед аль-Гандра и Ахмед аль-Хан.

Как сообщает РИА "Новости", новая информация поступает и о типе взрывных устройств, которые должны были использовать злоумышленники. Следователи предполагают, что участники террористического заговора планировали устроить небольшие взрывы на борту самолетов, что привело бы к долгому, но неотвратимому падению пассажирских лайнеров. "Вместо того чтобы взрывать самолеты в воздухе, террористы планировали при помощи взрывов малой мощности разгерметизировать салоны авиалайнеров, что привело бы к затяжному, но неизбежному падению", - отмечают эксперты. По их мнению, это должно было произвести больший психологический эффект, чем мгновенное уничтожение самолета на высоте.

Кроме того, эксперты считают, что такая тактика была вызвана недостатком взрывчатых веществ для разрушения самолета в воздухе. Террористы планировали пронести в ручной клади жидкие компоненты взрывчатки на борт самолета и уже в воздухе, смешав их, получить "гремучую смесь". Пронесенного количества вполне бы хватило для небольшого взрыва, в результате которого в обшивке лайнера образовалось бы отверстие, с которым самолет уже не смог бы добраться с середины Атлантического океана до суши.

Участники террористического заговора планировали устроить небольшие взрывы на борту самолетов, что привело бы к долгому, но неотвратимому падению пассажирских лайнеров

Некоторые эксперты считают, что взрывчатые вещества, которые собирались применить террористы для взрыва самолетов, направляющихся в США из Великобритании, известны со времен Второй мировой войны. Об этом в беседе с РИА "Новости" сообщил глава консалтинговой компании BERG Associates Ларри Джонсон, работавший в ЦРУ с 1985 по 1989 год. "Не понимаю, почему из жидкостей, которые собирались применить террористы для взрыва самолетов, делают сенсацию. В этом нет ничего особенного - эти взрывчатые вещества были известны со времен Второй мировой войны", - сказал Джонсон. По его словам, в этом нет никакого сюрприза, как и в том, "что солнце встает на востоке".

По мнению специалистов, имевшиеся у преступников взрывчатые вещества легко спутать с "гражданскими" материалами - шампунем или детским питанием. Об этом телеканалу MSNBC сообщил эксперт, полковник ВВС в отставке Рик Франкона, один из основателей контртеррористического разведывательного подразделения в американском военном ведомстве. "Существует несколько разных жидкостей, при помощи которых можно сделать взрывное устройство на борту самолета и которые невозможно выявить на контроле современными способами. Возможные взрывчатые вещества, скорее всего, были бы в форме порошка или геля, которые очень просто перепутать с бытовыми веществами, такими как шампунь, гель для укладки волос, тальк или сухое детское питание", - сказал Франкона.

Эксперт отметил, что для теракта нужно совсем не много взрывчатки. Как пример он привел теракт в самолете компании Pan American над Локерби в Шотландии в 1988 году, когда погибли 270 пассажиров. Ответственность за теракт была возложена на Ливию, а теракт на борту Боинга-747 был осуществлен с применением всего полукилограмма взрывчатки, отметил Франкона.

"Когда имеешь дело с самолетом, летящим на большой высоте, салон которого загерметизирован, не нужно большое количество взрывчатки для того, чтобы произошла катастрофа", - отметил Франкона. По его словам, два-три человека совершенно спокойно могут пронести на борт самолета необходимое количество взрывчатки для изготовления бомбы, способной уничтожить самолет.

Между тем обстановка в британских аэропортах постепенно приходит в норму. В четверг вечером возобновили полеты в Великобританию германская авиакомпания Lufthansa и нидерландская KLM. В израильском аэропорту имени Давида Бен-Гурина возобновились полеты по маршруту Тель-Авив - Лондон после задержки, связанной с предотвращением серии терактов в британской столице.

 

Дайджест прессы за 11 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 11 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.