О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рынок зашел на посадку

Известие о неудавшихся терактах вызвало легкий шок рынках. Но, если кризис в Лондоне не затянется, последствия для мировой экономики, равно как и для авиаиндустрии, не будут катастрофическими

Известие о неудавшихся терактах вызвало легкий шок рынках. Дешевело все - от акций авиакомпаний и фунта стерлингов до нефти и золота. Но, если кризис в Лондоне не затянется, последствия для мировой экономики, равно как и для авиаиндустрии, не будут катастрофическими.

Без паники

Вчерашнее утро инвесторы в Европе начали с массированных продаж акций авиакомпаний. Котировки British Airways к середине дня рухнули на 6,4%, EasyJet опустились на 2,6%, Ryanair - 3,18%, Lufthansa - на 3,89%, Air France-KLM - на 4,3%. Испанская Ferrovial, готовящаяся к покупке British Airports Authority (BAA) - оператора лондонских аэропортов Хитроу, Гатвик и Стэнстэд, подешевела на 2,5%, а сама BAA - на 0,16%. Известие о готовившемся теракте наложилось на негативные новости от ряда других компаний, в первую очередь Deutsche Telekom. Немецкая компания существенно понизила прогноз финансовых показателей на этот год, что привело к обвалу котировок ее акций на 10%.

В итоге европейские рынки первую половину дня падали: британский индекс FTSE к полудню потерял 1,84%, немецкий DAX Xetra - 2,55%, французский CAC-40 - 1,77%, панъевропейский Dow Jones Euro STOXX 50 - 1,13%.

К концу дня первый шок прошел и рынки немного отыграли падение. FTSE за сессию потерял 0,63%, Dow Jones Euro STOXX 50 - 0,79%, CAC-40 - 0,97%, а немецкий DAX Xetra и вовсе вырос на 0,9%. Американский Dow Jones тоже рос - по состоянию на 21.30 МСК на 0,1%.

На валютном рынке трейдеры весь день играли на понижение фунта. Несколько дней назад британская валюта едва не перешагнула отметку $2, но вчера фунт откатился с $1,9050 до $1,8913. Швейцарский франк, о котором инвесторы обычно вспоминают во время потрясений, вчера подорожал с $1,2225 до $1,2359. Укрепился и доллар - по отношению к евро с $1,29 до $1,2772. Это привело к падению котировок золота - с $649 за унцию до $634. А на опасениях сокращения авиаперевозок снизились цены на нефть (сентябрьские фьючерсы Brent на IPE потеряли вчера 2%, подешевев до $75,59 за баррель), что, в свою очередь, потянуло вниз котировки нефтяных компаний. BP подешевела на 0,5%, Royal Dutch Shell - на 1,2%.

Российский рынок отреагировал на лондонские новости: при открытии торгов индекс РТС потерял на 1%, а по итогам дня - 0,72% (уровень закрытия - 1631,15 пунктов). "Аэрофлот" к концу дня потерял 0,8% стоимости.

Негативный экономический эффект от происшествий в "Хитроу" выше, чем от прошлогодних взрывов в метро, считает главный экономист ING Group Марк Клифф. Впрочем, каким бы он ни оказался, британская экономика, по мнению Клиффа, быстро придет в себя. Угроза теракта не сможет надолго вывести из равновесия рынки, не беспокоятся трейдеры. "Пассажирам приходится считаться с возможностью терактов, и независимо от этого люди продолжают летать", - цитирует WSJ одного из них. Экономисты также надеются, что предотвращенный теракт не ударит по мировой экономике так, как 11 сентября 2001 г, когда за терактами последовал спад. Эксперт American Enterprise Institute Филипп Свейгл напоминает, что американская экономика тогда понесла ущерб в $100 млрд или 1% ВВП страны. Даже после тех страшных событий "экономика очень быстро пришла в себя", а сейчас и подавно, уверен Свейгл. Холгер Шмейдинг из Bank of America напоминает, что после взрывов в лондонском метро прошлым летом доходы британских туристических компаний в третьем квартале упали на 7,5%, но ВВП страны от этого потерял лишь менее 0,1%. Но уже в четвертом квартале туристические компании наверстали упущенное, увеличив выручку на 10,8%. А фунт тогда дешевел всего неделю.

Трудности перелета

Компании авиаиндустрии - главные пострадавшие от несостоявшегося теракта. Работа крупнейшего лондонского аэропорта Хитроу была вчера парализована. Трудности были и у Гэтвика, и Стэнстеда. С 09.00. до 19.00 по Гринвичу (12.00 -22.00 МСК) Хитроу прекращал принимать рейсы длительностью менее трех часов. Пассажирам было предложено приезжать в аэропорт только если это "жизненно необходимо".

Призыву отменить рейсы в Лондон последовало большинство европейских авиакомпаний. British Airways вчера отменила почти 400 рейсов из Лондона, хотя обычное количество рейсов в августе составляет 820 в день. Перебои с вылетами могут продолжиться и сегодня. По прогнозам British Airways сегодня ей удастся выполнить около 60% из запланированных в Хитроу 400 внутренних и европейских рейсов и 75% трансатлантических. Об отмене полетов в Великобританию в течение дня заявили также немецкая Lufthansa, французская Air France, испанская Iberia, итальянская Alitalia. В Air France "Ведомостям" сказали, что в Великобританию к этому моменту не улетели 10 из 12 рейсов. Голландская KLM отменила 9 из 18 рейсов Лондон. Рейсы "Аэрофлота" и "Трансаэро" вылетели вчера в Лондон без задержки. В Гатвике уведомили, что большинство рейсов отправлялись с задержками, а 120 (из ежедневных 800) были отменены. В Стэнстеде отменили 90 из 300 рейсов. Представители аэропортов и авиакомпаний отказались назвать даже приблизительную цифру убытков.

Неразбериха в лондонских аэропортах вынудила пассажиров вспомнить об операторе скоростного поезда идущего через тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Лондон с Францией и Бельгией. Представитель Eurostar заявил "Ведомостям", что в четверг перевозки компании выросли более чем на 20%. Услугами компании воспользовались на 5000 пассажиров больше обычного, еще 1100 человек уже забронировали билеты на пятницу. Но цены на билеты Eurostar повышать не собирается, уверяют в компании.

Гендиректор Infomost Борис Рыбак отмечает, что убытки авиакомпаний из-за антитеррористических мер, предпринятых аэропортами Великобритании, составят миллионы долларов. Глобальные последствия, по мнению эксперта, не будут такими катастрофическими как после терактов 11 сентября, когда за год все авиакомпании мира потеряли $12 млрд, а пассажиропоток упал более чем на 4%. Не избежать аэропортам и роста расходов на безопасность, говорит Клифф из ING Group.

Пока теракты угрожают магазинам беспошлинной торговли в аэропортах. Если сохранится запрет на провоз в ручной клади любой жидкости часть dury free можно будет закрывать, говорит гендиректор Aerofirst (Moscow Duty Free в Шереметьево) Михаил Дзамашвили: "Ведь именно парфюмерия и алкогольные напитки пользуются наибольшим спросом у покупателей"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка