Источник: газета «Красная звезда»
Автор: Владимир Дробышевский
Опубликовано: 14.08.2006, 13:33

Стражи русских небес


Об итогах деятельности за год, проблемах, планах боевой подготовки и перспективах развития ВВС, об обновлении и модернизации самолетного парка, о подготовке молодых специалистов, решении жилищной проблемы военнослужащих и многом другом рассказывает главнокомандующий ВВС Герой России генерал армии Владимир Михайлов.

- Владимир Сергеевич, как проходит сегодня в ВВС боевая подготовка, чему уделяется особое внимание?

- Из года в год, несмотря на трудности с поставкой ГСМ, темпов по проведению плановой боевой подготовки мы не теряем, и на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что уровень подготовки летного и инженерно-технического состава растет.

Особое внимание мы уделяем сейчас молодым летчикам. К сожалению, у нас есть летчики, которым уже под сорок лет, а они все еще с третьим классом. Им, откровенно говоря, не повезло, ведь они начали службу в эпоху перемен, когда летчикам практически не давали летать. Они не смогли достичь того уровня, который необходим. И я пришел к выводу, что если мы будем "тянуть" этих летчиков, то такими же темпами будут плестись и лейтенанты, которые сегодня только приходят из училищ. Нужно сделать все, чтобы 30-летние летчики могли получить первый класс.

- Насколько это сегодня реально воплотить в жизнь?

- Это уже происходит. Допустим, в этом году мы сумели выпустить молодых летчиков на МиГ-31, на МиГ-29, старшие лейтенанты получили первый класс. У них глаза горят, и они готовы служить долго, выполнять стоящие перед ними задачи.

Мы переживали, что представители старшего поколения, за счет которого мы проводили подготовку молодых летчиков, начнут увольняться. Но люди с пониманием отнеслись к проводимым нами мероприятиям, и этого не произошло. Мы им тоже уделяем внимание, но перспективу роста даем молодым. По-моему, лучше назначить 26-28-летнего капитана или майора на должность командира звена - пусть у него в звене будут два сорокалетних офицера на должностях старшего летчика.

- Произошло ли омолаживание летного состава? Каков среднестатистический возраст российского военного летчика?

- Омолаживание летного состава, безусловно, произошло, сегодня средний возраст летчика - чуть более 30 лет. В этом плане мы ведем правильный курс, даем летать молодым и поддерживаем уровень натренированности "старшего" летного состава.

- Как обстоят дела с налетом?

- Налет с каждым годом пусть не намного, но увеличивается. Правда, увеличение налета, особенно для летчиков фронтовой авиации, признаюсь, идет не только за счет полетов на боевых машинах, но и на учебно-боевых L-39. Почему приходится это делать? За один час полета на Су-24 расход составляет 7,5 тонны керосина, а на L-39 за это же время - около 700 килограммов. Летчику целесообразнее десять часов налетать на L-39, а потом уже переходить на боевой самолет. В итоге мы не только вчерашних выпускников училищ, но и летчиков в звании капитана, старшего лейтенанта в зимний период обучения отправляем в учебные авиационные полки. И пока курсанты занимаются теоретической подготовкой, офицеры восстанавливаются на учебно-боевых машинах.

А потом, приходя в часть, с меньшим количеством контрольных полетов начинают выполнять предписанные им боевые задачи. Это позволяет в том числе повысить уровень безопасности полетов. Подобная форма боевой учебы применялась и применяется во многих странах мира, и она себя оправдывает. У себя мы внедрили ее только в последние годы.

- Как проходит модернизация самолетного и вертолетного парка ВВС?

- Сегодня она проводится во всех родах авиации. Проводя модернизацию самолетов и вертолетов, мы получаем порой практически новые машины (к примеру, самолет Су-27СМ или вертолет Ми-24ПН).

Что касается новой техники, то началось производство самолета Су-34. Осуществляется поставка в ВВС вертолетов Ми-28Н - в составе армейской авиации он займет место как основной боевой вертолет. Производятся испытания Як-130. Для военно-транспортной авиации совместно с Индией создается Ил-112.

Для дальней авиации новые поступления пока преждевременны. Сегодня идет глубокая модернизация существующего парка. Также ведутся серьезные работы по беспилотным летательным аппаратам.

- Что представляет собой самолет Су-34?

- Это великолепный самолет XXI века. Мы сделали очень правильный шаг в 2002 году, когда я принял решение несколько затормозить программу создания Су-27ИБ, как тогда назывался этот самолет, чтобы переделать его авионику в тот вариант, который адаптирован к требованиям нового времени. Мы потеряли на этом всего 6-7 месяцев, притормозив выход восьмой машины. А что было бы хорошего, выйди она после испытаний в старом облике? Ведь новые машины сразу надо было бы модернизировать, а так мы сделали это на заводском этапе.

Что это за самолет? Идя ночью, в облаках, вне видимости земли, летчик бросает бомбу, которая падает с максимальным отклонением от центра цели всего в пять метров. Это великолепнейший результат, подтвержденный испытаниями. Самое что ни есть сверхточное оружие.

- Как идут дела с поступлением в строевые части модернизированных истребителей Су-27СМ?

- Мы модернизировали в вариант Су-27СМ практически целый полк. Скоро будет переведен и еще один полк. Су-27СМ необходим нам еще и потому, что установленная на нем новая авионика - первая стадия той "начинки", которая будет на перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА). Допустим, ПАК ФА появится в серии через три года, а до этой поры мы, не теряя времени, отработаем с летным составом новые программы на Су-27СМ. Я недавно сидел в тренажере будущего самолета ПАК ФА. Там работа летчика, конечно, минимизирована, но выйти на эти параметры сразу невозможно. И тут, безусловно, нужны какие-то промежуточные стадии подготовки летчика.

- МиГ-31 по-прежнему остается одним из лучших в мире перехватчиков?

- Да, но мы делаем модернизацию и этого самолета, переходя на авионику с новой элементной базой, что позволит еще полнее реализовывать возможности истребителя-перехватчика, в частности за счет наращивания потенциала информационного поля кабины летчика, увеличения дальности перехвата, улучшения других характеристик самолета. В российских ВВС 14 полков истребителей, в том числе и на МиГ-31. Всего у нас на вооружении находятся чуть более 100 машин этого типа.

- ВВС России выбрали в качестве базового боевого вертолета Ми-28. Чем это было обусловлено?

- Вертолеты семейства "Ми" демонстрируют удивительные вещи даже в ситуации захода на посадку с поврежденными лопастями.

Один раз в жизни я имел "удовольствие" садиться на вертолете, у которого оторвало часть лопасти. Колебания были очень мощные. Случилось это над лесом. К счастью, недалеко находилась сторожка лесника, в саду у которого мы и сели. Благо деревья были молодые, и мы не повредили ни сад, ни вертолет. Так что я хорошо представляю, какие колебания возникают, когда что-то происходит с лопастями.

Что касается оснащения, то и камовские, и милевские машины по уровню примерно равны; может быть, милевские вертолеты чуть выше. Но мы много сделали в последнее время для того, чтобы унифицировать авионику для летательных аппаратов. Сейчас на Як-130, Су-27СМ, на МиГ-29 делаются одни и те же экраны, чтобы летчику было легче переходить с одного типа на другой, осваивать эту авиатехнику. Немаловажно и то, что при загрузке заказами промышленности и увеличении количества выпускаемых изделий улучшается и их качество. Так что, унифицируя все кабины, в том числе и транспортных самолетов, мы выходим на высшее качество.

- Как продвигаются работы по Як-130?

- Сейчас мы проводим испытания Як-130, а то, что произошло с одним из них совсем недавно, очень неприятно. Мы сейчас исследуем причины этого происшествия до мелочей.

У Як-130 хорошие перспективы, высокий экспортный потенциал. Например, Алжир уже заказал 16 самолетов этого типа. Сейчас ведутся переговоры с другими странами. России нужно порядка 200 таких машин. Этот самолет заменит существующий парк самолетов Л-39. Кроме того, Як-130 смело можно использовать как штурмовик, разведчик и многое другое. Он может в перспективе заменить парк самолетов Су-25 в наших штурмовых полках, которые мы не успеем модернизировать. В классе Як-130 нет ни одного самолета, его не с чем сравнивать. Даже старые Hawk можно сравнить только с L-39.

- Можно ли говорить о том, что особой необходимости закупать новую технику сейчас нет и вполне можно обойтись модернизацией?

- Не то чтобы нет необходимости - у нас пока еще недостаточно средств, чтобы резко увеличить закупку авиатехники. Тем не менее мы начали покупать бомбардировщики, закупаем модернизированные самолеты фронтовой авиации, обновляем вертолетный парк. Проводим модернизацию старых вертолетов Ми-24 и Ми-8.

Делаем капитальный ремонт авиатехники на ремонтных предприятиях ВВС. Только за 2005 год мы отремонтировали 106 самолетов, 76 вертолетов, 364 двигателя. Причем возможности наших ремзаводов в 2,5 - 3 раза выше, чем они работают сейчас, поскольку ограничены в финансировании.

- Когда ВВС примут очередную партию всепогодных ночных вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник"?

- Три машины мы уже получили, до конца года ожидаем еще пять.

- Что нового в военно-транспортной авиации?

- На самолет Ил-76МД мы поставили новый двигатель ПС-90А-76, который позволяет выполнять полеты по требованиям 4-й главы ИКАО. Эти двигатели с большей тягой, несут больший груз и значительно лучше выполняют полеты по трассам, выходя в нужные точки с нужным набором высоты. В 2005 году завершились испытания самолета Ил-76МФ - с этим же двигателем ПС-90А грузоподъемностью 60 тонн. Кстати, производственная база для Ил-76 будет перебазирована из Ташкента в Ульяновск.

Вместе с Индией делаем средний транспортный самолет, хотя у нас есть и резерв - своя машина этого класса. Неплохо идет работа по легкому Ил-112.

Программа по военно-транспортной тематике реализуется планомерно. Тот парк, который есть в ВТА сегодня, можно спокойно эксплуатировать до 2020 года, за исключением самолетов Ан-26 и Ан-24. Чтобы как можно быстрее заменить парк этих машин, мы и начали с легкого Ил-112.

- Как в ВВС обстоит дело с подготовкой офицерских кадров?

- Нам удалось значительно увеличить конкурс в училища ВВС. Надо отметить, что мы четыре года подряд отправляем комиссии на Дальний Восток, в Сибирь для отбора абитуриентов. И уже принятого юношу мы перевозим потом в вуз на учебу. При нынешних ценах на авиа- и железнодорожные билеты это оптимальный вариант, потому что парню, который решил стать летчиком или авиационным специалистом, приехать с Дальнего Востока в европейскую часть России очень накладно. Проездные, которые выписывает военкомат, сегодня не соответствуют реальной стоимости билетов. Поэтому мы сами направляем комиссии в регионы, где и проводим наборные кампании.

Кстати, эффект от этого двойной. Юноша, который всю жизнь прожил на Дальнем Востоке или в Сибири, после окончания Воронежского, Краснодарского или Ставропольского училища не горит желанием там оставаться. Он, как правило, стремится вернуться в родные края и выполнять там свой долг перед Родиной. И, напротив, у местных жителей, пришедших в военный вуз, где их учат, обувают, одевают, платят денежное довольствие, после получения качественного высшего образования часто возникают мысли: а не уволиться ли из армии, чтобы остаться у себя дома? Поэтому мы и ломаем сложившуюся систему. Добиваемся, чтобы процент местных юношей в вузах был чуть меньше, чем раньше.

- Как вы оцениваете подготовку выпускников вузов противовоздушной обороны? Что делается для того, чтобы молодой офицер как можно быстрее стал классным специалистом?

- Выпускников Ярославского училища ПВО начиная с 2003 года мы направляем на стажировку на полигон Ашулук, и они в боевых порядках выполняют задачи, которые поднимают уровень их профессиональной подготовки. Предпринимаются и другие меры, которые сокращают срок адаптации молодых офицеров в войсках после выпуска из училища.

- Как обстоят дела с денежным довольствием и квартирным вопросом?

- В прошлом году после полета Верховного Главнокомандующего, Президента Российской Федерации Владимира Путина на самолете Ту-160 им было принято решение об увеличении денежного довольствия летно-подъемному и инженерно-техническому составу. На сегодняшний день это увеличение произошло, и молодой лейтенант - выпускник училища - получает чуть более 10 тысяч рублей.

Что касается жилья, то мы выполняем план его ввода, а в этом году даже идем с некоторым опережением. Большим подспорьем должна стать программа "15+15", которая предусмотрена для пяти регионов. Денежные средства Министерством обороны на эту программу уже найдены. В канун празднования Дня ВВС мы получаем 200 квартир, из которых 44 - по программе "15+15". Разумеется, жилищные вопросы будут решаться не только в этих пяти регионах.

- Насколько эффективно ВВС России сегодня контролируют воздушное пространство?

- В этом плане очень многие вопросы будут решаться в 2007 году. Мы разработали Федеральную целевую программу разведки и контроля воздушного пространства. У нас, я надеюсь, будут все средства и возможности для того, чтобы модернизировать систему управления воздушным движением и поднять ее на уровень, необходимый России. А самое главное - все проекты будут воплощаться в жизнь с помощью российской промышленности и достижений отечественной науки и техники. Никаких импортных систем нам не надо, ведь это важный элемент обороноспособности нашего государства.

- Готовы ли ВВС России нейтрализовать воздушных террористов в рамках Закона "О противодействии терроризму"? Самая большая дискуссия при обсуждении законопроекта была по дилемме "сбивать" или "не сбивать". Сейчас определен механизм действий в подобных ситуациях?

- Механизм существовал и раньше, а сейчас он еще и узаконен. Уже есть соответствующие документы, которые четко определяют, кто и как должен действовать: министр обороны, главком, дежурные генералы, другие должностные лица.

- Восемь лет прошло, как образован единый вид Вооруженных Сил России - ВВС, в которые вошли войска ПВО. Как сегодня вы оцениваете результаты этой реорганизации?

- На мой взгляд, ничего плохого при объединении ВВС и ПВО не произошло. В частности, были сконцентрированы задачи по противовоздушной обороне, которые раньше автономно решали и истребительная авиация ВВС, и силы ПВО. Да и при уменьшении общей численности всех Вооруженных Сил РФ это решение было необходимым.

Сейчас нам предстоит новый этап - объединить и войсковую ПВО с нами вместе. Все последние учения и эксперименты, которые мы проводили на базе 6-й армии ВВС и ПВО и Ленинградского военного округа, показывают обоснованность этого решения. Объединение необходимо, потому что максимальная эффективность применения этих сил ПВО будет только тогда, когда все задействованные в решении боевых задач бригады и дивизионы будут под единым командованием. Возрастет эффективность, улучшится управляемость, не будет ненужного дублирования при получении команд разных начальников.

- Владимир Сергеевич, как идет оснащение строевых частей ВВС новейшими зенитными ракетными системами (ЗРС) С-400 "Триумф"?

- Первый полк к концу текущего года будет перевооружен на ЗРС С-400. Он будет базироваться совсем недалеко от Москвы.

- Какими темпами будет идти перевооружение других полков ПВО на С-400?

- Здесь не нужны какие-то сверхвысокие темпы. Нам достаточно перевооружать ежегодно на новые системы по одному, максимум по два полка, которых у нас 35. Нет необходимости торопиться с переоснащением, поскольку проведенная ранее модернизация техники некоторых полков позволит работать на ней не менее десятка лет. Перевооружение на новые системы мы будем проводить постепенно, по мере появления перед нами новых задач. Теоретическую подготовку личного состава мы ведем и соответствующую материально-техническую базу уже активно готовим.

- Какова, на ваш взгляд, роль ЗРС С-400 в создании системы воздушно-космической обороны (ВКО) России?

- Эти системы - надежная основа для создания структур ВКО. При этом у нас наряду с ЗРС С-400 есть еще и другая система - А-135. В результате мы, конечно, выйдем на параметры, которые близки к тому, что мы желаем видеть после 2011 года.

- Как сегодня функционирует объединенная система ПВО СНГ?

- Объединенная система ПВО стран СНГ сейчас дополнена другой структурой - Организацией Договора о коллективной безопасности, в которую входят основные страны Содружества. Мы активно помогаем странам ОДКБ в оснащении средствами ПВО. ОДКБ живет и набирает обороты.

- Владимир Сергеевич, что бы вы пожелали в праздник своим подчиненным и вообще всем, кто работает на Военно-воздушные силы?

- В августе мы традиционно отмечаем два авиационных праздника: День ВВС и День Воздушного флота России. В первую очередь хочется поздравить ветеранов-авиаторов. Это их заслуга, что мы сегодня отмечаем эти праздники. Хочется поздравить работников авиационной промышленности, весь личный состав ВВС и членов их семей, пожелать крепкого здоровья, летного долголетия и мирного неба над головой. Особенно желаю молодым офицерам ВВС успехов в освоении новой техники, именно они - наша надежда.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 14 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-130, МиГ-29, Ми-28, Ан-26, Ту-160, Су-24, Су-25, Су-34, МиГ-31, Ил-76 МД, Ан-24Б, Элемент, Михайлов Виктор, Михайлов Владимир, АН-24, Ми-8, Ил-76, Ми-28Н (в процессе тестирования)