Источник: журнал «BusinessWeek Россия»
Автор: Денис Рябоконов
Опубликовано: 14.08.2006, 17:23

Убийственные пошлины

От решения чиновников зависит судьба российского авиастроения


Российские авиакомпании прожужжали чиновникам все уши, жалуясь на низкую топливную эффективность старых отечественных самолетов Ил-62 и Ил-86, Ту-134 и Ту-154 (именно они составляют, по разным оценкам, от 40% до 50% в авиапарках перевозчиков). При эксплуатации отечественной техники топливная составляющая в себестоимости перевозок доходит до 60%, а у иностранной 25-30%. Но иностранные самолеты обходятся перевозчикам на 40% дороже каталожной цены из-за действующих пошлин на ввоз.

Последний оплот

Покупка российских самолетов не вдохновляет большинство авиакомпаний. Пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг, к примеру, отмечает, что даже новый самолет "Туполева" Ту-334 не устраивает компанию в качестве ближнемагистральника (для региональных рейсов), потому что модель - "изначально устаревшая, разработки 80-х годов". Такие же эпитеты достаются и среднемагистральникам семейства Ту-204.

Авиакомпании, кивая на переживающий кризис отечественный авиапром (в 2005 году было построено всего 5 гражданских самолетов, в 2004-м - 4), давно просят отменить пошлины на ввоз иномарок. И вот их молитвы услышаны. Если раньше любовь перевозчиков к иностранным самолетам разделяли только в Минэкономразвития, то на позапрошлой неделе пала последняя крепость - Минтранс (он до последнего выступал против отмены пошлин, видя в них механизм защиты российских авиастроителей). Министр транспорта Игорь Левитин на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта признал, что пошлины и НДС на ввоз иностранных самолетов нужно отменить.

Как пояснили в пресс-службе Минтранса, Игорь Левитин предлагает отменить пошлины только на самолеты, аналоги которых в России не производятся. Скорее всего, они будут сняты уже в следующем году, аккурат к тому моменту, когда "Аэрофлот" начнет реализовать свою программу по закупке 22 новых магистральников (пока компания выбирает между Airbus и Boeing).

Впрочем, что такое "российские аналоги", если в год страна строит смехотворное число гражданских самолетов. "Пошлины будут сняты вообще на все самолеты", предполагает источник в авиапроме, пожелавший остаться неназванным. Впрочем, скорее всего, он сгущает краски.

"Слив" государством всех авиационных активов в Объединенную авиастроительную корпорацию (OAK) вряд ли поможет спасти гражданское авиастроение. Так что не исключено, что России вовсе придется свернуть все гражданское авиастроение (включая проект гражданского самолета RRJ, переименованного в SuperJet 100) и работать только на военку.

Вряд ли чиновники решатся окончательно поставить крест на отечественной промышленности и действительно освободят от пошлин все иностранные самолеты без исключения.

Еще дешевле

Пока концепция отмены пошлин не определена, представители отрасли рекомендуют чиновникам хорошо продумать возможные варианты.

Заместитель главного конструктора ОАО "Туполев" Валерий Солозобов говорит, что российским авиационщикам не придется сворачивать работу, если пошлины будут отменены на все самолеты, кроме аналогов Ил-96 (Airbus 340, Boeing 747) и Ту-204 и Ту-214 (A319 и 320). Однако тут речь идет как раз о самых ходовых зарубежных аналогах.

По мнению пресс-секретаря "Ильюшин Финанс Ко." Андрея Липовецкого, пошлины нужно отменять лишь на новые зарубежные самолеты. Во-первых, они не конкурировали бы по цене с российскими аналогами, во-вторых, у авиакомпаний появилась бы возможность дешевле обновлять свои парки, а в-третьих, это ограничило бы ввоз подержанных иномарок, которые чаще попадают в катастрофы. "Очевидно, что простая отмена пошлин, скажем, на все самолеты обернется бумом покупок не новых иномарок, а старья, в значительной степени небезопасного в эксплуатации. Новые иномарки сейчас даже без ввозных пошлин дороже отечественных одноклассников на 40-60%. Российские авиакомпании и наши-то новые самолеты покупают неактивно из-за нехватки средств, предпочитая иностранные "бэушки", которые значительно дешевле", - отмечает Андрей Липовецкий.

Какие именно иномарки получат скидку на пересечение российской границы? От ответа чиновников на этот вопрос будет зависеть как будущее отечественного авиапрома, так и количество сообщений информагентств о катастрофах.

 

Дайджест прессы за 14 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 14 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «BusinessWeek Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ильюшин Финанс Ко., Ту-214, Туполев, SSJ-100, Ту-204-100, Левитин Игорь, Ил-62 М, Авиационная промышленность, Ил-86, Ту-154, Ту-134 (в процессе тестирования)