Источник: журнал «Профиль»
Автор: Александр Борисов
Опубликовано: 14.08.2006, 17:53

Ни нашим, ни вашим


Администрация США вступила в открытый конфликт с крупнейшими российскими госкомпаниями - "Рособоронэкспортом" и АХК "Сухой". Однако в экономическом плане американцы наказали, скорее, самих себя.

Вначале августа представитель Госдепартамента США выступил с заявлением о введении санкций против 33 иностранных компаний, обвиняемых в поставках оружия в Иран. Среди наказанных оказались две крупные российские госкомпании - "Рособоронэкспорт" и АХК "Сухой".

Иранский мотив

Представитель Госдепа Шон Маккормак заявил, что российские компании нарушили закон США от 2000 года о нераспространении оружия в отношении Ирана, налагающий запрет на сотрудничество в сфере распространения оружия массового уничтожения.

По версии некоторых изданий, причиной введения санкций стал контракт, якобы заключенный "Рособоронэкспортом" с Ираном на модернизацию Су-24. Однако в "Рособоронэкспорте" "Профилю" заявили, что эта информация не соответствует действительности. "Никаких контрактов с Ираном на поставку или модернизацию военной техники ни в "Рособоронэкспорте", ни в "Сухом" нет. Россия сама крайне заинтересована в нераспространении оружия массового уничтожения и является ревностным наблюдателем за этими процессами в мире, - говорит источник в госкомпании. - Поэтому все обвинения Госдепа в наш адрес выглядят просто нелепо!"

Источник "Профиля", знакомый с подлинником документа, утверждает, что составлен он крайне запутанно, "эмоции в нем преобладают над логикой".

Ущемленное самолюбие

На условиях анонимности высокопоставленный российский чиновник, знакомый с ситуацией, сказал "Профилю", что инициатором атаки стала госсекретарь Кондолиза Райс, которая, возможно, не согласовала свои действия с другими лицами в высшем руководстве США. "В противном случае в администрации США никогда не допустили бы столь вредных для их страны мер", - делает достаточно смелое предположение этот источник.

Мотивы выплеснутого США на Россию раздражения, возможно, кроются вовсе не в каких-либо нарушениях закона о нераспространении ОМУ. Самой большой костью в горле для американцев стал подписанный в июле "Рособоронэкспортом" контракт с Венесуэлой на поставку российских вооружений. Президент этой страны Уго Чавес уже давно примеряет на себя роль нового Че Гевары в "крестовом походе против американского империализма". Сумма контракта - свыше $3 млрд. Причем Россия готова поставлять партнерам новейшие образцы своей техники.

Претензии к "Сухому" тоже объяснимы. Ведь именно эта компания изготовит новейшие Су-ЗОМК2, которые по многим характеристикам превосходят имевшиеся в распоряжении Венесуэлы американские F-16, - их выпуск датирован 80-ми годами прошлого века. Через Венесуэлу "Рособоронэкспорт" выходит на очень перспективный рынок вооружений Латинской Америки, до сих пор остававшийся "вотчиной" американских компаний.

Россия вообще все более активно конкурирует с США на рынках вооружений. В прошлом году Россия экспортировала оружия на $6,2 млрд. Некоторые эксперты даже утверждают, что если вычеркнуть из экспорта США оружие, поставляемое в качестве безвозмездной помощи дружественным странам, то по объему экспорта Россия уже занимает первое место в мире.

Бей своих, чтобы чужие боялись?!

К каким последствиям для российских компаний могут привести санкции Госдепа США? Для "Рособоронэкспорта", скорее всего, это не будет значить почти ничего. Ни одна российская компания не поставляет вооружений или комплектующих для американской армии. Как и американские - для российской.

Отдельной строкой в этой истории стоят поставки титана американской компании Boeing крупнейшим мировым производителем этого металла - российской "ВСМПО-Ависма", уже де-факто контролируемой "Рособоронэкспортом". Около 10% потребностей в титане Boeing покрывает за счет "ВСМПО-Ависма". А в ближайших планах компаний было создание в Верхней Салде совместного производства по выпуску авиационных узлов из титана. Теперь этот проект может оказаться под вопросом.

Представитель пресс-службы американского авиагиганта Тим Нил сообщил на прошлой неделе в интервью ИТАР-ТАСС, что сейчас команда юристов корпорации изучает вопрос о том, на кого же распространяются введенные Госдепартаментом США санкции. Boeing - частная компания, но для американцев она является национальным достоянием. Так вот Boeing меньше всех заинтересован в потере такого поставщика титана, как "ВСМПО-Ависма". Запасы титана в мире ограничены, спрос на него в последние годы стабильно превышает предложение. А "ВСМПО-Ависма" занимает 28% мирового рынка титанового производства. И если Boeing откажется от закупок титана у "ВСМПО-Ависма", его место немедленно займет европейский Airbus или другие ведущие мировые авиапроизводители.
В более сложное положение в связи с санкциями может попасть АХК "Сухой". А вернее, ее дочерняя компания "Гражданские самолеты Сухого" с проектом производства регионального лайнера "Сухой-100" (он же SuperJet100, ранее - RRJ). Этот лайнер изначально создавался как продукт международной кооперации. Консультантом и партнером "Сухого" в этом проекте с американской стороны является все тот же Boeing. Несколько американских фирм также имеют контракты с "Сухим" на поставку различных деталей. А в самом "Сухом" рассчитывали 10-15% новых лайнеров поставлять на американский рынок.

Теперь все эти планы повисли в воздухе. Хотя официальные лица выражают пока оптимизм по поводу создавшейся ситуации. В представительстве Boeing в России и СНГ "Профилю" сказали, что введенные санкции не повлияют на сотрудничество компании с российскими поставщиками титана и на совместную работу с компанией "Гражданские самолеты Сухого" по программе SuperJet100, уточнив, правда, что это пока лишь предположение, основанное на предварительном анализе. "Компания Boeing в тесной координации с Госдепартаментом США намерена продолжить изучение сложившейся ситуации для того, чтобы обеспечить выполнение всех требований законодательства США при осуществлении деятельности в России", - добавила представитель компании Ольга Кострубина.

Как рассказал "Профилю" Вадим Разумовский, замгендиректора по связям с общественностью компании "Сухой", в числе участников программы SuperJet100 - шесть поставщиков из США. Они производят, например, вспомогательную силовую установку, тормозную систему, элементы интерьера, аварийно-спасательное оборудование. "И сейчас некоторые поставщики уже дали предварительные разъяснения, что их систем санкции не коснутся", - поведал Разумовский.

Впрочем, окончательной ясности в вопросе участия американских компаний в проекте SuperJet100 пока нет. Директор "Центра анализа и стратегий" Руслан Пухов полагает, что исключать негативный сценарий развития событий явно не стоит. "Даже если сейчас американцы не станут ограничивать свои компании в сотрудничестве с "Сухим", они могут это сделать в будущем, - говорит Пухов. - И тогда "Сухой" столкнется с проблемой комплектации нового лайнера".

Данные соображения могут уже сейчас подтолкнуть "Сухой" к поиску поставщиков комплектующих за пределами США. По словам Пухова, это может сдвинуть сроки запуска проекта выпуска SuperJet100 примерно на год. Однако при таком развитии событий в проигрыше окажется не только "Сухой", но и американские поставщики комплектующих к SuperJet100, которые лишатся крупного партнера и заказов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 14 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-24, Рособоронэкспорт, Ан-124-100 Руслан, Разумовский Вадим, Самолетостроение (в процессе тестирования)