О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия 2025: Трафик

Министерство транспорта прогнозирует, что к 2020 г. транзит грузов через Россию вырастет в 3 раза. Будет сформирована одна из ключевых отраслей экономики - обслуживание мирового трафика, пассажирского и грузового

Любимое занятие 54-летнего президента группы компаний "Волга-Днепр" Алексея Исайкина-разглядывать сетку маршрутов, которую "налетали" с 1990 г. его пилоты. "Волга-Днепр", оснащенная десятью гигантскими "Русланами" (Ан-124-100), доминирует на глобальном рынке авиаперевозок крупных и сверхтяжелых грузов, а Исайкин считает сплетенную им маршрутную паутину "рентгеновским снимком мировой экономики". И мировой истории.

"Когда мы начинали в 1990-х гг., половина всех перевозок у нас была через Атлантику,- вспоминает Исайкин.- Еще до 11 сентября [2001 г.] этот бизнес начал быстро сокращаться, и активность переместилась на маршруты Европа-Ближний Восток, а потом Китай-Европа". Густота маршрутов-лучший индикатор того, в какой части света включился новый двигатель мировой экономики.

Мы беседуем в кулуарах авиабиеннале в Фарнборо. "Сегодня вечером, если будет время, посмотрите, сколько самолетов находится в небе над Лондоном, на разных эшелонах, в разных направлениях",-предлагает Исайкин. В главных авиаворотах Великобритании, лондонском Хитроу, борт приземляется каждые 40 секунд.

"На нашей паутине маршрутов, как и на карте полетов мировой индустрии авиаперевозок, российская часть суши-белое пятно,- признает владелец группы компаний.-Нас стараются облетать по северу, по югу…" Так будет не всегда. Прогноз бывшего подполковника советских ВВС, за 16 лет построившего бизнес с оборотом $460 млн, оптимистичен: "Одна шестая часть суши будет заполнена, она станет такой же комфортной для перемещения пассажиров и грузов, как Европа и Штаты". Небо над Россией будет обжито авиаперевозчиками так же плотно, как над Британией.

Помните школьное определение прямой? Линия, вдоль которой расстояние между двумя точками является кратчайшим.На глобусе путь из Восточной Азии в Европу через Россию выглядит самым коротким. В реальной жизни все совсем не так. Россия продолжает собирать сотни миллионов долларов "пролетных" с иностранных авиакомпаний и отдавать эти деньги "Аэрофлоту".

Министерство транспорта прогнозирует, что к 2020 г. транзит грузов через Россию вырастет в 3 раза. "Будет сформирована одна из ключевых отраслей экономики-обслуживание мирового трафика, пассажирского и грузового,-горячо поддерживает этот прогноз Исайкин.- Деньги из воздуха!" Он твердо верит, что страна сможет предложить миру "очень удобный набор маршрутов на наиболее интенсивных путях, связывающих ключевые экономики".

Это не значит, что Исайкин верит в спасительное вмешательство государства, которое возьмет и раскрутит индустрию авиаперевозок. Белое пятно на месте России будет стерто не доброй волей чиновника, а обстоятельством непреодолимой силы. Его название-"рост глобальной экономики". Гравитация мировой торговли окажется сильнее любых искусственно возведенных барьеров. И хотя объяснение Исайкина ("пустоты заполняются") сугубо механистическое, это не значит, что оно не верное.

Среди точек роста мировой экономики будут и Россия, и ее ближайшие соседи. "Главным источником товарного изобилия на ближайшие 20 лет будет Китай", - уверен Исайкин.

Собственно российская экономика к 2025 г. достигнет, по мнению Исайкина, "уровня, когда оправдана быстрая сетевая логистика". Причем сетевая авиадоставка грузов по России как бизнес даже более перспективна, чем межконтинентальный транзит на высотах 10-12 км.

Дело за малым-создать инфраструктуру новой для нас индустрии: хабы и базы техобслуживания, способные работать не на одну компанию, а на десятки очень требовательных международных клиентов. Рецепт процветания от Исайкина - "чтобы это небо жужжало, земля должна быть оснащенной". Потенциальный масштаб бизнеса - "под $1 млрд только для четырех" российских грузовых и пассажирских хабов. Правда, и разрыв между действительным и должным колоссален. "Сегодня пока нет ничего для будущего интенсивного движения, ни для своих самолетов, ни для чужих,-признает Исайкин. - Парадокс в том, что сделать "только для своих" невозможно, тогда инвестиции в инфраструктуру не окупятся". А значит, логика развития поставит российских авиаперевозчиков в условия равной конкуренции с иностранными компаниями, тем более что протекционизм делает любую отрасль дряблой, отнимая у работающих в ней менеджеров и предпринимателей стимулы к совершенствованию.

Воздушный бой

Появится ли в России "национальный чемпион" в области пассажирских перевозок? Исайкин уверен, что возврат ко временам, когда все летали самолетами "Аэрофлота", невозможен. "Для одной компании нужна соответствующая страна, и мы ее знаем - это Советский Союз, - объясняет он.-Повернуть историю вспять нереально". Словом, в небе будут конкурировать три-четыре российские компании, примерно равной весовой категории.

Когда нашим авиакомпаниям придется доказывать свое преимущество над соотечественниками и иностранцами не тем, что они "привязаны к этому куску неба или к этому аэропорту, где у них есть заначка дешевого топлива или дешевого неба", главным аргументом в конкурентной борьбе станет правильная организация бизнеса. Вот как к этому готовится "Волга-Днепр".

Перевозки на рамповых самолетах (груз в них загружается через хвостовую или носовую часть) - это сегодня преимущественно чартерные рейсы. "Интенсивность грузовых потоков возрастает год от года, и настанет момент, когда и сверхтяжелые грузы будут перевозиться на регулярной основе,-объясняет Исайкин. - Поэтому паутина чартеров будет дополнена паутиной регулярных перевозок". На чем летать, на "Руслане" или более компактном Boeing 747, - решать заказчику. Исайкин сравнивает такую модель с супермаркетом, где перед покупателем большой выбор массовых продуктов. Такая модель, полагает он, позволит компании к концу десятилетия довести объем продаж до $1 млрд.

Еще одна идея Исайкина - продавать не перевозки, а экспертизу. "Мы все чаще сталкиваемся с тем, что рынку требуется не просто авиаперевозка - ее можно заказать по Интернету, а логистическая цепочка, по которой груз от производителя доходит до потребителя,-объясняет он. - Это требует концентрированной специализации, а у нас как раз собрались такие люди".

Вообще, "если специализированный интеллект собирается и культивируется, он обеспечивает преимущество на очень длительное время", размышляет Исайкин. И в этом - шанс отечественного авиастроения. "Столкновение между Airbus и Boeing показывает, что сегодня в этой индустрии нет абсолютно правильных решений,-говорит он.-При пытливом изучении всегда можно найти направления, которые еще не заняты. И везде есть риск. Американцы, если они добьются успеха в воплощении, выдадут на рынок потенциально очень успешный продукт (Boeing 787). Airbus исповедует более консервативный подход, но рискует отстать на очень длительное время".

Дело за малым-загрузить отечественных конструкторов постоянной работой, которая востребована на рынке. Для начала-восстановить производство транспортных самолетов. "Натренировать конструкторские мозги на этом. Почувствовать вкус, ощущение победы, параллельно с этим делать новые разработки" - вот программа-минимум. Параллельно нельзя упускать из вида программу-максимум-отвоевать для самолетов отечественного производства место на мировом пассажирском рынке.

Кипит наш разум

Судьба России-быть интеллектуальным лидером глобального масштаба. "Сырьевики сегодня побеждают, конечно,-признает Исайкин. - Но пятнадцать лет - это секунда с точки зрения жизни страны".

Конкурентное преимущество России-"наличие голодного интеллекта, который, как губка, впитывает все, что было сделано в мире, и переносит это в страну, - рассуждает Исайкин. - У всех перед глазами торговые сети, гипермаркеты. Это все взято в Европе, в Штатах. Но вы можете поехать и сравнить: европейские и американские торговые сети по качеству уступают российским".

Бюрократический реванш кажется Исайкину невозможным. "Да, есть какие-то атавизмы: где-то государство присутствовало и хотело бы вернуть свое присутствие. В каких-то объемах оно оправданно, - говорит он. - Но то, что мы впитали за последние 10-15 лет из западной культуры, обязательно прорастет у нас в России, и из перенасыщенности московской это уже распространяется на провинцию". Если затея по раскрепощению интеллекта будет последовательно реализована, то без всяких сырьевых проектов Россия решит проблему Дальнего Востока и Сибири - "создать дополнительные рабочие места без дополнительной нагрузки на природу этих мест".

Как определить, что затея "реализуется последовательно"? Критерий Исайкина очень простой: "когда русскоязычные эмигранты, например, из США или Израиля захотят вернуться в Россию". Там, кстати, по его выражению, находится "значительная часть наших авиационных мозгов".
Работы хватит на всех....
Авторские права на данный материал принадлежат «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка