О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пассажир надеется, что пронесет

Сорванная попытка теракта не могла остаться эпизодом уже рутинной борьбы Запада против терроризма В Европе возникает проблема соотношения антитеррористических мер и свободы личности

В четверг, 10 августа, рейсы из Брюсселя на британских и американских направлениях были сначала отменены, а потом долго задерживались. Тем временем сажали самолеты, которых не принимала Великобритания. Многие их пассажиры ехали на вокзал "Миди", откуда за два с половиной часа добирались на скоростном "Евростаре" под Ла-Маншем до лондонской "Ватерлоо-стейшн". "Евростар" перевез за сутки на пять тысяч человек больше, чем в предыдущие дни.

Особо дотошный досмотр вылетающих в Англию и Америку, как сообщил "Новой" представитель брюссельского аэропорта Завентем, организован по требованию Лондона и Вашингтона, и это отвлекло значительные силы. Появились длинные очереди и стихийные лежбища. Так же обстояли дела в Париже, Амстердаме, Франкфурте-на-Майне. Там, как и в Брюсселе, аэропортовские власти на вопросы о новых мерах безопасности перечисляли вышеназванные и добавляли, что о других не обязательно информировать публику. В пятницу обстановка почти нормализовалась и даже восстановился ритм движения в британских воздушных гаванях.

Террористы собирались взорвать в небе от шести до семнадцати самолетов. Один Boeing 777 берет на борт до 385 пассажиров и двенадцать членов экипажа... Есть сведения, что взрывчаткой могли послужить две-три жидкости, в частности, нитроглицерин, триацетон, трипероксид, залитые во флаконы из-под шампуня и геля для волос, в бутылки из-под напитков. План находился в конечной стадии подготовки, до его осуществления оставалось, по разным данным, от нескольких часов до недели. В ночь со среды на четверг в Англии задержаны 24 человека в возрасте от 17 до 35 лет Еще пятеро находятся в розыске. Неделей раньше в Пакистане арестованы семеро подозреваемых, двое из которых имеют британское подданство. Спецслужбы Пакистана срочно поделились с Лондоном полученной информацией. По данным "Файненшл Таймс", наводка пакистанских коллег была важным, но только одним элементом предотвращения теракта.
Уже больше года полиция и служба контрразведки MI5 с помощью агентуры проводили "самую масштабную за всю историю" операцию слежения за группой из полусотни человек, контролируя переписку в интернете, движение средств на банковских счетах и даже бывая на тайных собраниях. Нужны были веские улики, потому что без них в условиях британской судебной системы задержанных, возможно, пришлось бы отпустить и все дело пошло бы насмарку Решение обезвредить террористов было принято в среду вечером (раньше, чем намечалось) в результате допросов арестованных в Пакистане. Их арест спровоцировал команду террористам "действовать немедленно". Команду перехватили и расшифровали.

Действия спецслужб заслуживают похвалы. Тем не менее сорванная попытка теракта не могла остаться эпизодом уже рутинной борьбы Запада против терроризма В Европе возникает проблема соотношения антитеррористических мер и свободы личности. Чем успешнее спецслужбы защищают граждан, тем больше те спрашивают, почему урезают их права и свободы. Это - европейский менталитет, который спецслужбисты, может быть, очень хотели бы изменить, чтобы упростить себе работу. Но не могут.

С 1970-х годов, когда впервые после серии захватов самолетов угроза терроризма в воздухе стала серьезно беспокоить, в аэропортах стали устанавливать металлодетекторы и аппаратуру по просвечиванию багажа. С тех пор меры безопасности совершенствовались и усложнялись. После 11 сентября 2001 года запрещены резаки для бумаги и другие мелкие острые предметы, пилотские кабины оснащены пуленепробиваемыми дверями и на многих рейсах стали летать вооруженные агенты в штатском. Пассажир, которому грозит перспектива летать без компьютера, мобильного телефона, любимого напитка, зубной пасты, косметики и других привычных атрибутов комфорта, начинает спрашивать: а что дальше? Где тот предел, за которым безопасность становится чрезмерной?

Эксперты в области антитеррора сомневаются, что в постоянную практику войдут запреты провозить в ручной клади жидкости или вообще летать без ручной клади. Всегда будет стремление вернуться к нормальному порядку считает эксперт Международного института стратегических исследований Кристофер Лангтон. Он ожидает быстрого развития новых технологий обнаружения взрывчатки, которые бы позволили людям безопасно путешествовать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка