Источник: газета «Коммерсантъ - Волгоград»
Автор: Игорь Свириз
Опубликовано: 15.08.2006, 12:26

Авиакомпаниям не хватило ресурсов

"Волгу-Авиаэкспресс" и "Карат" выдавливают из Астрахани


Авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" (ВАЭ) и "Карат" не выдержали конкуренции со стороны федеральных игроков на астраханском рынке авиаперевозок. ВАЭ до сентября прекратила полеты по маршруту Астрахань - Москва - Астрахань, а "Карат" значительно сократил количество рейсов на этой линии. В авиакомпаниях заявляют, что это стало результатом демпинга S7 Airlines (бывшая "Сибирь") и "Аэрофлота". В "Аэрофлоте" уверены, что уход более мелких игроков с рынка вызван не демпингом, а дороговизной обслуживания бортов в астраханском аэропорту. По прогнозам экспертов, "Карат" еще имеет шансы удержаться на астраханском рынке, а ВАЭ это будет сделать гораздо сложнее.

Вчера в волгоградской авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" сообщили о временном прекращении полетов по маршруту Астрахань - Москва - Астрахань. Еще одна авиакомпания - московский "Карат", значительно сократила количество рейсов из Астрахани в Москву. Теперь самолеты "Карата" вместо ежедневных полетов выполняют лишь два рейса в неделю. В волгоградской авиакомпании, лишь в конце июня начавшей полеты из Астрахани в Москву, заявляют, что причиной, заставившей ее заморозить астраханский проект, стала агрессивная рыночная политика S7. "Причина - ценовая политика "Сибири", - заявил технический директор ВАЭ Валерий Селиванов, - как всегда они занимаются демпингом". По информации господина Селиванова, загрузка московских рейсов "Волги-Авиаэкспресса" в Астрахани "приближалась к нулю".

В "Карате" не стали обсуждать ценовую политику "Сибири" и "Аэрофлота". Правда, при этом в компании признали, что после появления на астраханском рынке "Сибири" и снижения цен "Аэрофлотом" (до 2,68 тыс. рублей за место в один конец) тариф "Карата" "становится неконкурентоспособным". "Мы коммерческая структура и не можем себе позволить осуществлять полеты в убыток, - пояснила "Ъ" коммерческий директор "Карата" Людмила Шмаева, - поэтому мы уменьшили частоту полетов". По ее информации, сейчас самолеты "Карата" летают из Астрахани в Москву два раза в неделю. "Наш тариф на эти рейсы начинается с 2 тыс. рублей, не считая топливного сбора, но мы не можем, как "Аэрофлот" или тем более "Сибирь", полностью набивать самолеты людьми, летящими за две тысячи, - заявила госпожа Шмаева. - Тем не менее у нас в Астрахани есть свои пассажиры, которые знают, что летать "Каратом" - надежно".

С июля 2006 года полеты по маршруту Астрахань - Москва - Астрахань совершали четыре авиакомпании: "Аэрофлот", S7 Airlines, "Карат" и "Волга-Авиаэкспресс". При этом минимальная заявленная цена на авиабилеты (квотированные, в один конец) у "Волги-Авиаэкспресса" составляла 2,72 тыс. рублей, "Карата" - 2,85 тыс. рублей , "Аэрофлота" - 2,68 тыс. рублей, и S7 - 2,87 тыс. рублей. В 2005 году через аэропорт "Астрахань" было перевезено 97,5 тыс. пассажиров. В нынешнем году за пять месяцев по сравнению с аналогичным периодом рост перевозок составил около 2%.

Руководитель представительства "Аэрофлота" в Астрахани Сергей Зайцев считает, что причина проблем авиакомпаний в Астрахани не в демпинге S7 и снижении тарифов "Аэрофлотом". "Мелкие компании уходят с рынка не временно, а навсегда", - уверен господин Зайцев. По его мнению, авиаперевозчики просто не выдерживают бремени расходов на обслуживание бортов, которые "в три раза выше, чем в соседних регионах". При этом господин Зайцев не стал связывать снижение тарифов "Аэрофлотом" с приходом в Астрахань S7 (с 1 июля). "Мы сетевая компания, и у нас своя ценовая политика, не зависящая от конкурентов", - заявил Сергей Зайцев. Пресс-секретарь S7 Илья Новохатский также заверил, что ни о каком демпинге речи не идет, отметив при этом, что "произошло то, что и предполагалось".

С господином Новохатским согласен и и.о. руководителя астраханского областного департамента транспорта и связи Владимир Худяков. "Ситуация вполне объяснима - все компании хотели завоевать рынок, - считает господин Худяков, - но население Астрахани не изменилось, а количество авиакомпаний выросло в два раза". По мнению господина Худякова, сложилась "нормальная рыночная ситуация". "Основная составляющая в тарифах - топливо - для всех одинакова, - отметил Владимир Худяков. - Безубыточным полет в Москву становится при цене билета в 4,5 тыс. рублей, но "Сибирь" и "Аэрофлот" могут компенсировать убытки в Астрахани за счет других рейсов, а чем их будет компенсировать "Волга-Авиаэкспресс"? По мнению господина Худякова, "Карат" за счет более серьезных ресурсов еще имеет возможность удержаться на астраханском рынке, а ВАЭ это будет сделать намного сложнее.

В "Карате" вчера сообщили, что с середины сентября намерены увеличить количество рейсов Астрахань - Москва - Астрахань до трех в неделю. В "Волге-Авиаэкспрессе" также утверждают, что намерены возобновить полеты из Астрахани с 4 сентября. Объяснять, за счет чего ситуация изменится в сентябре, технический директор волгоградской авиакомпании Валерий Селиванов не стал, сообщив лишь, что они надеются на "стабилизацию ценовой политики к этому времени".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 15 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Волгоград». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: С-2, Авиакомпания "Сибирь", Аэропорт Астрахань, АвиаЭкспресс, Сибирь (S7 Airlines) (в процессе тестирования)