Источник: газета «Российская газета»
Автор: Валерий Лисин
Опубликовано: 15.08.2006, 12:30

Тенденция больших величин

Россия обретает национального авиаперевозчика


На днях глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил о том, что Минэкономразвития наконец подготовило проект указа об объединении нескольких региональных авиакомпаний на базе авиаперевозчика "КрасЭйр".

Напомним, что речь идет о создании второго российского национального авиаперевозчика из авиакомпаний "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Этот альянс носит уже узнаваемое на рынке авиаперевозок название AiRUnion и существует без малого полтора года.

Впрочем, заявление министра скорее можно назвать ожидаемым, нежели сенсационным. За последние полтора года практика консолидации авиационной отрасли принесла существенные дивиденды как непосредственно авиакомпаниям, так и самой отрасли в целом. Наиболее ярко об этом свидетельствует опыт компании "Домодедовские авиалинии", которая в составе альянса AiRUnion получила вторую жизнь.

Действительно, "Домодедовские авиалинии", насчитывающие не один десяток лет, по официальному рейтингу отдела статистики Транспортно-клиринговой палаты России никогда не покидали десятку крупнейших авиаперевозчиков. Однако до последнего времени дела у компании складывались не лучшим образом. Так, к 2005 году у перевозчика не было собственного авиационного парка, а в аренде содержались такие неэффективные (в плане энергозатрат) воздушные суда, как Ил-62. Для сравнения: расход топлива Boeing 767 в два раза ниже, чем Ил-62. Неудивительно, что с учетом прогрессирующего роста цен на авиационный керосин "Домодедовские авиалинии" не просто теряли конкурентоспособность, а уходили в финансовый штопор. Как следствие, авиакомпания стала непривлекательной для лизинговых компаний и кредитных учреждений, а стало быть, дальнейшее автономное существование на рынке могло обернуться полным банкротством авиаперевозчика.

Под крылом же AiRUnion ситуация изменилась кардинальным образом. "Благодаря альянсу мы смогли эффективнее использовать авиапарк, оперативно и качественно решать вопросы его технического обслуживания, а также расширить географию полетов и разработать единое расписание с оборотом самолетов, получили возможность резервирования, более эффективного использования парка", - рассказали корреспонденту в авиакомпании.

Если же конкретизировать, то сегодняшнему возрождению авиакомпании за последние полтора года способствовал целый ряд объективных факторов. В первую очередь на правах члена авиаальянса "Домодедовские авиалинии" смогли использовать парки перевозчиков-партнеров по AiRUnion в рамках сформированного единого расписания полетов. В арсенале компании появились Ту-204, Ту-214, Ту-154М и те же Boeing 767.

Во-вторых, унифицированная инженерно-авиационная база альянса позволила его участникам существенно снизить стоимость технического обслуживания и ремонта самолетов. Кроме того, благодаря AiRUnion "Домодедовские авиалинии" снизили агентские вознаграждения и расходы на дистрибуцию, а также получили доступ к более выгодным тарифам на горюче-смазочные материалы (в том числе и для наземной техники), а также сэкономили на представительских услугах.

Естественно, все эти перемены позитивным образом отразились на финансовом состоянии авиакомпании. В 2005 году за счет замены "Илов" на новые типы самолетов "Домодедовским авиалиниям" только на топливе удалось сэкономить более 260 миллионов рублей. Еще 6 миллионов рублей принесло решение о создании совместно с авиакомпаниями - партнерами по альянсу единых представительств и консолидации агентских сетей по всей России. В целом же прямой экономический эффект от работы в альянсе составил для "Домодедовских авиалиний" 326 миллионов рублей. На этом фоне повысился и финансовый оборот авиакомпании, который за прошлый год вырос на 937 миллионов рублей, составив 6 миллиардов рублей, а за первое полугодие 2006 года - вырос уже на 909 миллионов рублей.

Вполне логично, что эти средства позволили авиаперевозчику всерьез озаботиться собственной конкурентоспособностью. Так, он смог предложить пассажирам воспользоваться общей системой бронирования, благодаря которой клиенты "Домодедовских авиалиний" получили удобный доступ ко всей маршрутной сети всех авиакомпаний - партнеров AiRUnion. Кроме того, одним из условий вхождения в альянс было введение единых стандартов сервиса, что привело к повышению качества обслуживания пассажиров как на земле, так и на борту воздушного судна. Ряд проблем у "Домодедовских авиалиний", безусловно, остался, однако сейчас компания вышла на тот уровень, когда можно говорить о ее положительной динамике развития и о дальнейших перспективах.

На самом деле аналогичный подъем и рост эффективности переживают и другие компании - участницы альянса AiRUnion. А если учесть, что государство контролирует 51 процент акций "КрасЭйр", 50 процентов "Домодедовских авиалиний" и 46,5 процента АК "Самара", то очевидны и финансовые дивиденды в бюджеты всех уровней. К тому же подъем авиационной отрасли через консолидацию авиаперевозчиков не только принесет экономическую выгоду и повысит качество обслуживания пассажиров, но и позволит вернуть былой авторитет России на мировом рынке гражданских авиаперевозок.

В частности, появление второго российского национального авиаперевозчика на уже сложившейся базе AiRUnion будет способствовать более грамотному распределению пассажирского потенциала, потому что авиационная конкуренция на государственном уровне неминуемо повлечет создание крупных региональных авиаузлов. За этим последует активное развитие маршрутных сетей, которое будет способствовать как повышению внешней конкурентоспособности российских авиаперевозчиков в целом, так и лучшей интеграции России в мировую транспортную сеть. С учетом бурного экономического развития стран Азии и транзитного потенциала России между Востоком и Западом, работа именно в этом направлении кажется весьма перспективной и целесообразной.

И это отнюдь не теория. Уже сегодня зарубежные авиакомпании проявляют живой интерес к рождающемуся на основе AiRUnion национальному российскому авиаперевозчику. В их числе немецкая Lufthansa и другие европейские компании, которые успели официально заявить о своем желании сотрудничать с AiRUnion.

Тут надо отдать должное представителям правительства, министерств и ведомств, которые, похоже, понимают всю важность возрождения отечественной отрасли авиационных перевозок. Помимо министра экономического развития и торговли, проект создания на базе компаний - участниц альянса AiRUnion нового мощного игрока также одобрили министр транспорта Игорь Левитин, глава Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и другие. Более того, он получил одобрение главы государства. Все это свидетельствует о соответствии предложенной концепции официальной позиции государственных чиновников и политиков в области развития авиационной отрасли. Абсолютно очевидно, что без серьезной поддержки и пристального внимания со стороны государства реализация подобных проектов была бы невозможной.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 15 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-214, Ту-154М, Сибирская авиатранспортная компания, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Ту-204-100, Левитин Игорь, Ил-62 М, Христенко Виктор (в процессе тестирования)