Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Владимир Щербаков
Опубликовано: 16.08.2006, 15:20

Смена фаворита

Американский C-130J обошел европейский A400M в тендере ВВС Канады


Оттава своим решением фактически исключила европейский А400М из тендера на закупку для национальных ВВС военно-транспортных самолетов. Теперь фаворитом эксперты называют C-130J американской компании Lockheed Martin.

Согласно обнародованным планам, командование ВВС Канады намерено приобрести 17 военно-транспортных самолетов, на что в бюджете выделено 3,2 млрд. канадских долларов (около 2,8 млрд. долларов США). В стоимость контракта также включаются поставки необходимого вспомогательного оборудования, проведение обучения специалистов и т.п. Кроме того, еще 1,7 млрд. канадских долларов предусмотрено потратить в течение следующих 20 лет на материально-техническое обслуживание этих транспортников.

Цель данной программы - полностью заменить 32 самолета C-130 "Геркулес" (Hercules), которые уже устарели и технически, и морально. Причем уровень изношенности некоторых машин настолько велик, что представители ВВС Канады не исключают даже возможности того, что не менее 14 "геркулесов" будут сняты с полетов еще до 2010 г., когда теоретически истекает срок их службы. А это, по мнению командующего канадскими Вооруженными Силами генерала Рика Хиллира (Gen. Rick Hillier, Chief of the Canada"s Defence Staff), "серьезно сократит возможности Министерства обороны Канады по проведению различных операций как внутри страны, так и за рубежом".

Среди требований, предъявляемых к новым военно-транспортным самолетам, можно выделить следующие:

  • дальность полета не менее 4630 км;
  • грузоподъемность не менее 8165 кг;
  • способность совершать взлет и посадку на грунтовые ВПП длиной не более 914 метров и шириной не более 27 метров;
  • возможность выполнять погрузку на самолет и выгрузку с него грузов на паллетах без необходимости привлечения специальной техники и оборудования.
Как отмечается в опубликованном 29 июня документе под названием Canada First Defence Procurement - Tactical Airlift, первый самолет должен быть поставлен заказчику не позднее чем через 36 месяцев после окончательного подписания контракта, а последняя машина в партии - не позднее чем через 60 месяцев после совершения вышеуказанного действия. К настоящему времени руководство Минобороны Канады обнародовало предложение "ко всем потенциальным поставщикам" предоставить необходимую информацию технического и экономического характера, а также провести соответствующие демонстрационные показы. Как указывается в документе, в случае, если предварительным требованиям будут удовлетворять "предложения (образцы) нескольких компаний", официальный запрос на участие в заключительной фазе тендера будет направлен каждому из них (срок ответа на вышеуказанное предложение установлен не позднее нынешнего августа).

Официально тендер на поставку новых военно-транспортных самолетов был охарактеризован рядом представителей канадского правительства, в том числе и главой военного ведомства Гордоном О"Коннором (Gordon O"Connor), который считается "открытым и демократичным, свободным от политических и иных влияний (предпочтений)". Однако, как отмечает ряд международных аналитиков, на деле обстоит несколько иначе. Все дело в том, что потенциальных участников тендера до недавнего времени было всего два: американская компания Lockheed Martin (ВТС C-130J) и европейский концерн EADS (ВТС A400M). Но, согласно условиям тендера, контракт должен быть подписан не позднее марта 2007 г., а до того - проведены различные тесты и испытания на соответствие самолетов-претендентов предъявляемым канадскими военными требованиям. В результате из конкурса автоматически выбывает европейский А400М, который сможет подняться в воздух не ранее 2008 г. Таким образом, соперничество, хотя и с ограниченным количеством участников, превращается в "сольное выступление" американского C-130J.

Впрочем, представители военно-политического руководства Канады прекрасно осознают всю пагубность возникшей ситуации с выбором нового военно-транспортного самолета для национальных ВВС, но оправдывают свои действия нехваткой времени и настоятельной необходимостью возможно скорейшей замены "едва ли не разваливающихся на глазах" старых "геркулесов". Причем для хоть какого-то решения возникшей проблемы Оттава уже объявила о предстоящей закупке 4 военно-транспортных самолетов С-17 компании Boeing - для решения задачи стратегических авиационных перевозок.

В этой ситуации руководство подразделения Airbus Military концерна EADS еще 29 июня 2006 г. выпустило пресс-релиз, в котором выразило сожаление по поводу того, что канадское правительство оставило без внимания запрос компании о возможности рассмотрения военно-транспортного самолета А400М на соответствие задачам тактических и стратегических авиационных перевозок в интересах Военно-воздушных сил и Министерства обороны Канады в целом. На другой же стороне Атлантики, напротив, царит приподнятое настроение. Так, Питер Симмонс (Peter Simmons), один из руководителей программ военно-транспортной авиации компании Lockheed Martin, отметил, что "C-130J полностью удовлетворяет всем предъявляемым требованиям и в ряде случаев даже превосходит их".

Косвенно в поддержку нынешнего решения канадских военных выступил также и достаточно влиятельный в стране сенатор Колин Кенни (Colin Kenny), председатель сенатского комитета по обороне. Комментируя заявления некоторых представителей Airbus и EADS о "несправедливом характере тендера", Колин Кенни отметил: "Если у вас есть самолет, который еще не летает, то как вы можете заявлять, что данное решение несправедливо? Главная цель состоит не в том, чтобы быть справедливым ко всем производителям самолетов, а в том, чтобы предоставить канадцам самый лучший товар".

 

Дайджест прессы за 16 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 16 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Сенатор, Восток Техникал Сервис, Ан-32, Самолетостроение, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)