Источник: газета «Аргументы и факты»
Автор: Евгений Иванов
Опубликовано: 16.08.2006, 15:54

За что отвечает МАК?


Когда случается авиакатастрофа, все начинают искать ее причины в старой летной технике, пилотах-непрофессионалах и т. д. И мало кто знает, что за нашу безопасность в воздухе отвечают не только владельцы авиапарка и летчики.

Есть структура, которая обладает статусом федерального министерства, но никакой ответственности ни перед кем не несет. Более того, имеет дипломатический иммунитет. Речь идет о МАК - Межгосударственном авиационном комитете, который занимается сертификацией воздушных судов, аэропортов и расследованием авиационных катастроф. Он был создан еще в 1991 году, как бы для сохранения порядка в воздушном пространстве развалившегося Советского Союза. С тех пор комитет стал могущественным органом, от которого зависит, получит ли тот или иной самолет право летать в пространстве СНГ. И зарабатывает на этом немалые деньги.

Но статус МАК в России не определен - межгосударственное соглашение о его создании не ратифицировано Госдумой. Может быть, поэтому с его именем все чаще и чаще связывают скандалы в авиации. Например, гневное возмущение армянских авиаторов вызвало заявление МАК о том, что "катастрофа самолета А320 компании "Армавиа", произошедшая 3 мая этого года в районе аэропорта Сочи, случилась по вине летчиков, о чем говорят результаты завершившегося расследования". На самом деле причиной падения самолета стала совокупность факторов, и расследование еще продолжается.

Еще один крупный скандал, связанный с МАК, произошел в 2003 году. В "Шереметьево" упал Ил-86 авиакомпании "Пулково", выполняющий технический рейс. Расследование длилось полгода, точные причины падения не установлены, но МАК своим решением отменил все полеты этих самолетов. Ни Минтранс, ни Госслужба гражданской авиации решения комитета не поддержали и отказались его выполнять - и эксперты, и летчики, знающие машину, в один голос заявили, что Ил-86 - один из самых надежных самолетов в мире. Депутаты Госдумы тогда обратились к Президенту РФ с просьбой рассмотреть прекращение деятельности МАК на территории России, так как он не несет ответственности "за снижение уровня безопасности полетов". В результате бессменный руководитель МАК Татьяна Анодина, кстати, имеющая свои интересы в авиабизнесе, изменила точку зрения возглавляемого ею ведомства и согласилась с высокой надежностью российского самолета.

Три года назад МАК удалось выстоять. Однако недавно Совет Федерации вновь поднял вопрос о необходимости создания российских органов контроля в авиации, которые несли бы полную ответственность за свою деятельность. В 2003 году депутаты не смогли отстоять национальных интересов. Получится ли это теперь у сенаторов?

 

Дайджест прессы за 16 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 16 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт "Казань", Сенатор, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт Когалым, Ил-86, Анодина Татьяна, Армавиа (Armavia) (в процессе тестирования)