Источник: газета «Известия»
Автор: Наталья Барановская
Опубликовано: 16.08.2006, 16:06

Просроченный билет

Российские авиаперевозчики могут остаться за бортом мирового воздухоплавания


На прошлой неделе Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) подвела итоги глобального перехода на электронный билет (ЕТ). На конец июня 2006 года использование ЕТ в международной системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (BSP) достигло 54%. До 1 января 2008 года все авиакомпании - члены IATA должны отказаться от бумажных бланков. Невыполнение этих требований грозит авиакомпаниям потерей конкуренции на международном рынке авиаперевозок. В числе аутсайдеров могут оказаться российские перевозчики.

К июлю на электронный билет перешли 156 авиакомпаний, на долю которых приходится 87% мировых авиаперевозок. Судя по отчету IATA, чем ближе дата окончательного отказа от бумажных бланков, тем быстрее растет количество выданных электронных билетов. В июне наибольший рост показали страны Азиатско-Тихоокеанского региона (количество выданных электронных билетов увеличилось на 4% и составило 47%), Таиланд и Океания (рост на 5%), Филиппины (рост на 4%), Индия и Япония (рост на 3%). Сегодня самые высокие показатели использования ЕТ в Океании (86%), вслед за которой идут Новая Зеландия (81%) и Австралия (77%).

Крупнейшие российские авиаперевозчики технологически тоже готовы перейти на электронный билет. "Аэрофлот", S7 Airlines ("Сибирь"), "Уральские авиалинии" и "Трансаэро" уже предложили своим пассажирам бронирование и продажу авиабилетов через интернет. Как же должен работать электронный билет?

"Пользуясь услугами авиаперевозчика, который перешел на электронный билет, пассажир заказывает билет в интернете, приезжает в аэропорт, сообщает свой номер и проходит на посадку. При себе нужно иметь лишь паспорт, пластиковую карточку, с которой был оплачен билет, и компьютерную распечатку, - говорит Андрей Полозов-Яблонский, руководитель проекта по внедрению системы интернет-продаж в "Аэрофлоте". - С введением электронного билета значительно упрощается процесс изменения данных (даты вылета, номера рейса), так как нет необходимости производить манипуляции с бумажным билетом. Такой билет невозможно потерять, так как данные о пассажире занесены в электронную систему".

В России же, чтобы попасть на самолет по электронному билету, который пассажир заказывает в Сети и оплачивает банковской картой, нужно дополнительно получить традиционный билет в кассе. Таким образом, вместо экономии (а каждый выданный электронный билет в идеале позволяет авиакомпаниям экономить на оборудовании и трудовых ресурсах, необходимых для выпуска бумажных документов, $9-10, а по отрасли $300 млн ежегодно) получается двойная работа. Проблема - в отсутствии правового статуса электронного билета.

Согласно российскому законодательству именно бумажный билет в отличие от электронного является документом строгой финансовой отчетности. Чтобы электронный билет стал полноправным, нужно вносить изменения в законодательство. И хотя приказ Минтранса "Об установлении формы электронного билета в гражданской авиации" был направлен в Министерство юстиции РФ еще 6 мая этого года, воз и ныне там. Как заявил "Известиям" начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов, Минюст обязал передать приказ на согласование в Министерство финансов. "Реакции от Минфина не было", - говорит Тимур Хикматов.

Пока российский стандарт электронного билета гуляет по инстанциям - время идет. "Бухгалтерские службы авиакомпаний ждут разъяснений от налоговой службы. Подозреваю, что там об электронном билете пока не задумывались, - говорит Андрей Подозав-Яйдонский. - Хотя принципиальное решение этой проблемы есть: вместе с распечаткой маршрута и договором публичной оферты давать клиенту фискальный чек на данную услугу. Но дело в том, что платежи по кредитной карте приравниваются в настоящее время к наличным платежам. Это влечет за собой обязательство в качестве первичного бухгалтерского документа оформлять чек с использованием контрольно-кассовой техники. Это возможно в офисе, но невозможно в интернете".

Однако пассажиры, бронирующие и оплачивающие билеты через интернет, уже смогли оценить преимущества электронного билета. Например, на сайте "Аэрофлота" персональные данные клиента интегрированы с базой данных часто летающих пассажиров, что позволяет клиенту видеть истории бронирований и отменять ранее сделанные, вводить индивидуальные настройки, расширяющие сервис, и т.д. Кроме того, как объясняет Сергей Кирюшин, директор департамента информационных технологий "Аэрофлота", новая автоматизированная система бронирования и продажи авиабилетов позволяет более гибко работать в области бронирования и продажи авиаперевозок, одновременно обеспечивая максимальную эффективность деятельности как агентов, так и офисов собственных продаж авиакомпании. Помимо этого, новые технологии предлагают множество новых функций, полезных как для компании и туристических агентств, так и для пассажиров.

Электронный билет, если он будет введен в России, даст авиакомпаниям и пассажиром много других преимуществ. Однако если правовой статус электронного билета в нашей стране не будет утвержден в ближайшее время, то к 1 января 2008 года российские перевозчики окажутся на обочине бизнеса. Ведь переход на электронный билет - условие для продолжения сотрудничества с международными перевозчиками на основе интерлайн-договоров и код-шеринговых соглашений. Сегодня многие авиакомпании предлагают своим пассажирам перевозку на основе интерлайн-договора, который подразумевает специальный, более низкий, тариф и выполняется несколькими перевозчиками. Код-шеринговое соглашение не менее привлекательно для пассажира. В соответствии с ним перевозчик, продавая билеты на какое-либо направление, имеет возможность предложить пассажиру полет не только на собственных рейсах, но и на рейсах авиакомпании-партнера.

"Уже сейчас некоторые европейские компании отказывают в таких соглашениях российским перевозчикам по причине отсутствия электронного билета, а с 1 января 2008 года просто перестанут сотрудничать, - предупреждает Андрей Полозов-Яблонский. - Для небольших компаний лишение интерлайн-договоров и код-шеринговых соглашений приведет к потере до трети оборота".

 

Дайджест прессы за 16 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 16 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международная ассоциация воздушного транспорта, Авиакомпания "Уральские авиалинии", Авиакомпания "Сибирь", Уральские авиалинии (Ural Airlines), Сибирь (S7 Airlines), International Air Transport Association (IATA) (в процессе тестирования)