Источник: сайт «Membrana»
Опубликовано: 18.08.2006, 12:16

Истребитель F-35 может стать беспилотным


У новейшего реактивного истребителя F-35 Joint Strike Fighter, который должен заменить F-16 и стать основной "рабочей лошадкой" ВВС США, может появиться беспилотная версия. Об этом сообщил Фрэнк Мауро (Frank Mauro), вице-президент корпорации Lockheed Martin, которая и разрабатывает F-35 вместе с другими компаниями из шести стран.

Мауро добавил, что идея "роботизации" истребителя прорабатывается уже в течение двух лет, и "концептуальная" фаза проекта завершена. Он не раскрыл детали, сказав лишь, что самолёт мог бы быть построен как "взаимозаменяемый гибрид" - для некоторых миссий пилотируемый лётчиком и дистанционно управляемый для выполнения других задач.

Однако, по мнению аналитиков, появление беспилотного F-35 в ближайшее время маловероятно. Они напоминают, что Lockheed Martin вышла на рынок военной авиации в конце 1990-х, когда у её конкурентов - Northrop Grumman и Boeing - позиции на нём были очень сильны. И хотя Lockheed Martin удалось заполучить контракт на строительство F-35, опасения, что беспилотные машины соперников могут потеснить её дорогие реактивные истребители, остались.

За последние 3-4 года Lockheed Martin пыталась наверстать упущенное на "беспилотном рынке", направив 30-40% своих исследовательских бюджетов именно на развитие летающих роботов. Наблюдатели полагают, что заявлением о беспилотном F-35 корпорация хочет сделать себе рекламу, показать всем, что её передовые технологии могут сделать "бесчеловечным" даже истребитель.

Желание Lockheed Martin отхватить большой кусок "беспилотного пирога" понятно - в этом году Пентагон выделил на разработку непилотируемых самолётов $2 миллиарда, по сравнению с $363 миллионами в 2001-м. Ожидается, что к концу десятилетия ежегодные расходы на летающих военных роботов превысят $3 миллиарда.

При этом Пентагон собирается закупить примерно две тысячи F-35, но, как полагают эксперты, может изменить свои планы и приобрести самолётов меньше - частично из-за всё более совершенных беспилотных систем. Поэтому предложение беспилотного F-35, вероятно, сделано на перспективу: когда настанет день перевода всех военных самолётов на дистанционно управляемый режим, Lockheed Martin со своей идеей будет тут как тут.

Вместе с тем, как сказал Фрэнк Мауро, прямо сейчас корпорация сосредоточена на завершении пилотируемой версии F-35, создание которой столкнулось с проблемами, включая повысившуюся цену, которая, как ожидается, достигнет $276 миллиардов, хотя изначально закладывалась сумма в $201 миллиард. Первые испытательные полёты F-35 должны начаться в конце этого года.

Кстати, недавно Lockheed Martin презентовала беспилотный самолёт, изготовленный методом трёхмерной печати, пообещала беспилотный "Большой баклан", стартующий с субмарины, погружённой на 46 метров под воду, начала разработку принципиально нового разведывательного аппарата, летающего как семя клёна, а до этого объявила о проектировании бесшумного сверхзвукового самолёта бизнес-класса.

 

Дайджест прессы за 18 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 18 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Membrana». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Самолетостроение (в процессе тестирования)