Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Андрей Ветвинский
Опубликовано: 21.08.2006, 12:09

Лебедев идет на взлет

Весь лизинг самолетов предлагается отдать ИФК


"Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), скорее всего, останется единственной компанией, занимающейся лизингом самолетов в рамках "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). Его нынешнему конкуренту - "Финансовой лизинговой компании" (ФЛК) - останется лишь лизинг технологического оборудования. Эксперты объясняют победу ИФК тем, что компании удалось доказать свою эффективность.

Сейчас в России работают две полугосударственные авиационные лизинговые компании: ИФК и ФЛК, которые еще в 2002 г. победили в тендере по организации лизинга российских самолетов и стали главными заказчиками строительства воздушных судов. На деятельность этих компаний выделяются бюджетные средства. Из предусмотренных в бюджете 2005 г. 6 млрд руб. на увеличение уставного капитала ИФК получила 2,75 млрд, ФЛК - 3,25 млрд. В бюджете 2006 г. предусмотрена такая же сумма, однако пропорции ее распределения пока неизвестны. В доверительном управлении ИФК находится контрольный пакет Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). ИФК специализируется на финансировании строительства и продажах самолетов Ил-96, Ан-148 (ВАСО) и Ту-204 (ульяновский "Авиастар"). На международном авиасалоне "Фарнборо-2006" ИФК заказала 25 самолетов Ан-148-100, 30 Ил-114 и 15 Sukhoi Superjet-100. ФЛК выпускает Ту-214 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения и связывает свое будущее с производством регионального самолета RRJ.

Как стало известно РБК daily, в пятницу при рассмотрении вопросов об авиационном лизинге в рамках ОАК участники заседания правительственной комиссии рекомендовали включить в будущую авиакорпорацию сразу обе лизинговые компании - ИФК и ФЛК. Впрочем, конкурировать они не будут, поскольку каждой из них будет отведена своя специализация: ИФК должна заниматься лизингом авиационной техники, а ФЛК - технологическим оборудованием.

Такой поворот стал неожиданностью, поскольку еще полгода назад чиновники отдавали предпочтения ФЛК. Руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин в феврале заявлял, что внутри ОАК должна остаться только одна компания по лизингу гражданской авиатехники - ФЛК. ИФК же предполагалось интегрировать в ОАК только в качестве маркетинговой компании. Однако теперь расстановка сил изменилась и ведущая роль отведена ИФК.

Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков считает, что победой ИФК вряд ли обязана исключительно лоббистским ресурсам ее собственников. "Учитывая, какие проблемы были у компании с прокуратурой в прошлом году, это вряд ли возможно", - говорит он. Год назад прокуратура заподозрила руководство ИФК в злоупотреблении полномочиями, возбудила уголовное дело против генерального директора и арестовала 55% акций частных владельцев. Однако зимой преследование ИФК прекратились, арест на акции был снят, и власти начали проверку деятельности другой лизинговой компании - ФЛК, которой также выделялись бюджетные средства.

"Еще зимой стало понятно, что единственной эффективной компанией является "Ильюшин Финанс", а вторая непонятно чем занимается", - объясняет РБК daily это решение депутат Госдумы Александр Лебедев, структуры которого контролируют около 36% акций ИФК. Получить комментарий в ФЛК не удалось.

Руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев не видит ничего страшного в том, что в рамках ОАК остается только одна лизинговая компания, ведь та же ИФК закрывает практически всю линейку российских самолетов. Причем, как говорит эксперт, ФЛК проявила себя как опытный лизингодатель технологического оборудования. Правда, пока еще неясно, с каким результатом будет завершено выполнение взятых компанией обязательств по авиатехнике. В свою очередь, Александр Лебедев говорит, что "ИФК готова выкупить произведенные конкурентом самолеты".

"Важно, чтобы в конечном итоге было создано полноценное производство качественных гражданских самолетов", - говорит г-н Кошляков. Как оно будет организовано, это вопрос второй, замечает он. Впрочем, аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго сомневается, что лизинговые компании нужно было включать в ОАК. По его словам, авиастроительный и лизинговый бизнесы несколько различаются. "В любом случае нужны лизинговые компании немного другого уровня, чтобы реально развивалась отечественная авиапромышленность. Необходимы компании на порядок, а то и на два порядка выше, обладающие большими финансовыми возможностями", - говорит аналитик.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ильюшин Финанс Ко., Ил-114, Ту-214, Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Федеральное агентство по промышленности, SSJ-100, Ту-204-100, Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Лебедев Александр, Самолетостроение (в процессе тестирования)