Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Дмитрий Смирнов
Опубликовано: 21.08.2006, 12:56

Pratt&Whitney заплатит больше за пермский двигатель


Вопреки слухам американцы всё ещё заинтересованы в пермских двигателях ПС-90А2. Они даже готовы увеличить финансирование совместного проекта. Причина тому - наземная составляющая проекта, считают эксперты. "Газпром" активно заказывает газоперекачивающие установки для своих трубопроводов именно на базе такого двигателя.

Pratt&Whitney (входит в группу United Technologies Corp., США) уже давно стала неотъемлемой частью аэрокосмической промышленности России и стран СНГ. Компания создала с НПО "Энергомаш" совместное предприятие РД АМРОСС по производству ракетных двигателей РД-180. Вместе с НПО "Искра" в СП "Искра-Энергетика" производятся энергетические установки. С АК им. Ильюшина ведутся работы по оснащению самолета Ил-96М/Т двигателями PW2337. Также Pratt&Whitney является партнером АО "Пермские моторы" в предприятии ПМЗ по производству авиационных и промышленных модификаций двигателя ПС-90А.

В России компания осуществляет свою деятельность через дочернее предприятие Pratt&Whitney Rus в Санкт-Петербурге. Через неё уже началось осуществление программы установки двигателей PW на самолеты Ил-114-100, вертолеты "Ансат" и "Ми-38". Также Pratt&Whitney Rus сотрудничает с КМПО и ММПП "Салют" по закупкам материалов и комплектующих. В 1998 году компания приобрела 25% минус одна акция ОАО "Пермский моторный завод".

Пермский моторостроительный комплекс объединяет 18 предприятий и организаций, крупнейшими из которых являются ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод" и ОАО "Редуктор-ПМ". Основными направлениями деятельности комплекса являются серийный выпуск и модернизация двигателя ПС-90А, ремонт и техническое обслуживание в эксплуатации двигателя Д-30Ф6, серийный выпуск главных редукторов для вертолетов Ми-8МТВ, Ми-14, Ми-17, Ми-26, Ми-34, трансмиссий для вертолетов Ми-28Н и "Ансат", производство и сервисное обслуживание газотурбинных электростанций.

Унифицированный, турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный, со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения Двигатель ПС-90А (ПС - Павел Соловьев) относится к классу турбовентиляторных двигателей. Сертифицирован в 1992 году. На начало 2006 года в эксплуатации находилось 126 двигателей ПС-90А в 13 авиакомпаниях, в том числе "Владивосток Авиа", "Дальавиа", Cubana de Aviacion S. A.. Помимо прочего эти двигатели устанавливаются на самолет Ил-96-300ПУ Президента РФ.


Слухи о выходе американской компании Pratt&Whitney (P&W) из совместного с ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) проекта по созданию авиадвигателя ПС-90А2 оказались сильно преувеличенными.

Как следует из распространённого на днях заявления американской стороны, P&W намерена оказывать дальнейшую поддержку предприятиям Пермского моторостроительного комплекса в переходе к серийному производству авиадвигателя и его наземной версии (газовая турбина промышленного назначения 16МВт). По заверению компании, инвестиции в оба проекта даже превысят ранее называвшуюся цифру в $125 млн.

Настроения инвесторов понять можно. В июле успешно завершились испытания самолета Ил-96-300 c двигателями ПС-90А на высокогорных аэродромах Эквадора, расположенных на высоте 2814 метров над уровнем моря. Причём теперь появилась уверенность в годности двигателя к эксплуатации в районах Латинской Америки, климат в которых схож с условиями Эквадора. Подобные испытания проведены впервые в истории гражданского авиастроения России.

Константин Петоян из ИК "Финам" считает, что именно успешные испытания, снизив риски вложения средств, воодушевили американцев. "Инвестиции в этот проект уже были частично осуществлены, и Pratt&Whitney просто не захотела терять уже вложенные средства", - соглашается аналитик ИК "Солид" Игорь Нуждин.

В свою очередь начальник аналитического отдела PRADO Банкир и Консультант Дмитрий Баранов не исключает, что решение иностранцев как-то связано с планируемым созданием двигателестроительного холдинга вслед за Объединенной авиастроительной корпорацией. И в этом случае сотрудничество становится обоюдовыгодным. "Если к моменту фактического начала работы двигателестроительного холдинга у "Пермских моторов" будет самое "продвинутое" производство, то не исключено, что именно пермяки возглавят двигателестроение для гражданских машин", - поясняет эксперт.

Не стоит забывать и о втором - наземном - проекте. По мнению ещё одного эксперта в отрасли, авиационная составляющая для инвестора не является определяющей. По мнению источника, американцы именно сейчас подняли вопрос об увеличении финансирования именно из-за наметившихся перспектив наземного проекта.

"Сегодня "Газпром" активно заказывает газоперекачивающие установки для своих трубопроводов именно на базе такого двигателя. Да и в целом этот рынок весьма значителен, особенно если учитывать большие планы по расширению транспортных артерий", - поясняет собеседник. А ещё, по словам того же источника, отнюдь не беспочвенны слухи о передаче "Внешторгбанком" контрольного пакета "Пермских моторов" "Системе". В этом свете торопливые шаги зарубежных партнёров вполне объяснимы.

В самой компании пока не спешат комментировать громкие заявления своих партнёров. Эксперты предполагают, что это - из-за опасения привлечь к проекту внимание российских "незаинтересованных" структур. Ведь та же "Ильюшин Финанс" уже проявляла интерес к выкупу проекта создания данного двигателя, да и "ревностное" отношение "Рособоронэкспорта" вряд ли можно назвать адекватным.

"Нельзя исключать, что РОЭ из-за этого просто вообще не будет пускать в Россию иностранных игроков, самостоятельно инвестируя в новые разработки", - считает Константин Петоян.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Владивосток Авиа, Ил-114, Ил-96М, Ил-96-300, Ми-38, Ансат, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Казанское моторостроительное производственное объединение, ОДК-Пермские моторы, Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы, Дальавиа, ОДК-Авиадвигатель, Баранов Дмитрий, Самолетостроение, Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Ми-26, Ми-28Н (в процессе тестирования)