О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без российского титана не взлетит

Недавняя серия договоренностей приведет к беспрецедентной интеграции бизнеса Boeing и российского титанового холдинга "ВСМПО-Ависма"

Российский титановый холдинг "ВСМПО-Ависма" и лидер мировой авиационной индустрии американская корпорация Boeing на прошлой неделе окончательно решили тесно связать свои судьбы. Партнерство зафиксировали целой серией давно разрабатывавшихся соглашений. В Boeing говорят о дружбе как минимум на тридцать лет и о потенциальных контрактах на 18 млрд. долларов.

Речь идет о технологической производственной интеграции в изготовлении титановых изделий. На базе создаваемого СП по обработке титана россияне перейдут от поставок титановых сплавов к продаже Boeing наполовину готовых изделий - деталей и узлов самолетов, прошедших черновую, а в дальнейшем и чистовую обработку. Фактически Boeing готов на немыслимый пятнадцать лет назад шаг - сделать "ВСМПО-Ависму" одним из своих ключевых поставщиков.

Брак по расчету

Конечно, нынешняя серия договоров ВСМПО должна принести России серьезные бюджетные доходы, позволит россиянам овладеть новыми технологиями обработки титана, а действия Boeing могут стать ценным подтверждением лояльности крупной зарубежной компании, что само по себе будет катализатором роста инвестиционной привлекательности бизнеса в России. Но в первую очередь долгосрочное партнерство сулит выгоды самим компаниям.

Российский холдинг получит возможность создать полностью вертикально интегрированное производство и продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. За счет этого "ВСМПО-Ависма" дополнительно будет зарабатывать порядка 300 млн. долларов в год (общая годовая выручка от поставок на Boeing составит около 600 млн. долларов). Кроме того, ВСМПО сможет самостоятельно утилизировать образующуюся в результате обработки заготовок титановую стружку. Ранее отходы, в которые попадала большая часть дорогого металла, Boeing продавал по дешевке сторонним американским и китайским предприятиям. Теперь же оперативная переплавка быстро окисляющейся стружки на ВСМПО не только приведет к экономии средств, но и даст возможность избежать сложных технологических процессов по ее очистке.

Не внакладе останутся и американцы. Кроме доходов от наполовину принадлежащего им СП Boeing сможет стать приоритетным покупателем у российского титанового холдинга, бизнес которого благодаря вертикальной интеграции отличается высокой стабильностью и гибкостью, а цена на металл заметно меньше, чем у зарубежных конкурентов. По нашим весьма грубым оценкам (цены на титан контрактные, поэтому для расчетов приходится пользоваться непроверенными экспертными цифрами), партнерство с "ВСМПО-Ависма" для Boeing означает экономию примерно 200 млн. долларов в год. Титановое направление для Boeing сейчас особенно важно, поскольку и роль, и доля титановых и титаносодержащих изделий резко возрастет в новых моделях самолетов, которые станут лидерами по объемам выпуска уже в ближайшем будущем.

Опасные связи

Тем не менее, несмотря на весь позитив, отношения ВСМПО и Boeing выглядят странновато. Выходит, что ключевые проекты американской авиационной корпорации (кстати, тесно сотрудничающей с американским ВПК и горячо любимой местным правительством) будут почти в критической степени зависеть от титана, поставляемого из, скажем так, не сильно дружественной России. Можно даже сказать, что Boeing фактически формирует ключевое партнерство с российской властью, ведь все отраслевые специалисты единодушно считают переход титанового холдинга под контроль государственного "Рособоронэкспорта" уже решенным делом. Поэтому-то столь тесные и долгосрочные взаимоотношения российской и американской компании на первый взгляд выглядят довольно рискованно.

Скажем, Boeing может в один прекрасный миг остаться без титана - если вдруг резко возрастет спрос на него со стороны российской оборонки. В этом случае "Рособоронэкспорт" будет вынужден "задвинуть" Boeing на задворки своего внимания, отдав приоритет потребностям других госкомпаний. Решить коллизию за счет роста производства не так уж просто: в результате длительного простоя в постсоветский период значительная часть мощностей по выплавке титана выбыла из строя (общие мощности компании упали с советских 150 до нынешних 30 тыс. тонн), оставшиеся же загружены на 80-90%. Уже сейчас "ВСМПО-Ависма" испытывает нехватку полуфабриката - титановой губки, которой на "Ависме" выпускают немного меньше, чем нужно ВСМПО. Кроме того, существуют сложности с поставками титанового концентрата. У основных контрагентов, украинских ГОКов, дела идут не очень хорошо, объемы производства сокращаются, ну а разрабатывать многочисленные российские титановые месторождения у нас до сих пор так никто и не решился. И хотя развитие такого неблагоприятного для Boeing сценария выглядит маловероятным, полностью эти риски удастся изжить только в том случае, если "Рособоронэкспорт" уже сейчас озаботится инвестициями в восстановление мощностей титанового холдинга.

Более опасно для связки ВСМПО - Boeing ухудшение двусторонних политических отношений между Россией и США. Накануне подписания договоренностей обе компании получили отчетливое напоминание об этих рисках: госдепартамент США ввел санкции против "Рособоронэкспорта" и АХК "Сухой", запрещающие частным американским компаниям поставлять им продукцию двойного назначения. Правда, по заверениям представителей Boeing, на многочисленные проекты компании с двумя упомянутыми российскими организациями и ВСМПО американское правительство покушаться не намерено - оно и понятно, в этом случае больше пострадают сами США.

Страховка

Конечно, без надежных подстраховок столь сильно привязывать себя к России Boeing не стал бы. Главная из них, которую Boeing, несомненно, уже получил до принятия окончательных решений и заключения крупных коммерческих контрактов с "ВСМПО-Ависма", - это поддержка во властных кругах. Сразу после заключения договоров представители Boeing встречались с российским президентом, который публично пообещал поддерживать развитие бизнеса американской компании в России. "Недавно господин Чемезов (глава "Рособоронэкспорта". - "Эксперт") как раз ездил в Сиэтл, - отмечает сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - Там ему, кроме общения с руководством Boeing, делать было нечего. Вряд ли стоит сомневаться, что Boeing уже имеет гарантии и от "Рособоронэкспорта" по проектам с ВСМПО". На это же намекают и в самой компании.

Второй аспект, который всячески стараются подчеркивать в Boeing, порой даже слегка навязчиво, - сколь много компания делает для России. Например, они постоянно говорят о том, что благодаря развитию инженерного центра в России и многочисленным заказам Boeing является одним из крупнейших работодателей для наших инженеров, связанных с авиастроением, и тем самым обеспечивает экспорт из страны интеллектуальных услуг. Это, конечно, не может не ласкать слух чиновникам и политикам, лелеющим идею о высокотехнологичной стратегии развития страны. Проекты с Boeing обеспечивают занятость большому числу российских ученых, сохраняя тем самым этот инженерный потенциал для будущего технологического роста страны. Американской компании это тоже выгодно, хотя насколько именно, нам выяснить не удалось. В Boeing надеются, что такие многомиллиардные проекты в России (в том числе и по линии экспорта интеллектуальных услуг) позволят компании в будущем избежать преследований из-за возможных коллизий в политике. Остается заметить, что в нашей стране, где вместе с властью может кардинально поменяться и внешнеполитический курс, и военная доктрина, даже таких гарантий может оказаться недостаточно.

Навеки вместе

О том, почему Boeing нужен российский титан и что позволяет компании смело вести бизнес в России, рассказывает президент компании "Boeing в России и СНГ" Сергей Кравченко.

- Представители ВСМПО и Boeing упоминают о поставках титана и изделий из него на восемнадцать миллиардов долларов в течение тридцати лет. Эти цифры зафиксированы в недавно заключенном между двумя предприятиями контракте?

- Нет, это наши производственные планы. Разглашать условия контракта мы не можем.

- Почему Boeing решил установить столь тесную связь с одним из своих поставщиков, да еще и находящимся в России?

- Для нас ВСМПО - крупнейший поставщик титана. Наши объемы производства столь велики, что американские компании не в состоянии закрыть все потребности в металле. ВСМПО экспортирует нам не просто титан, а титановые сплавы, получаемые по сложной технологии. Не было бы ВСМПО - и наши новые, ключевые для бизнеса модели самолетов (Boeing 777 и композиционный Boeing Dreamliner, который приблизительно на двадцать процентов состоит из титана) имели бы значительно меньше титана - стало бы больше алюминия и стали. Можете прямо так и написать: ВСМПО - это ключевой партнер для Boeing, без которого он сейчас не мог бы строить гражданские самолеты.

Что касается альтернатив, то изготавливать аэрокосмический титан могут совсем немногие компании: три в Штатах, одна в Европе и ВСМПО. При этом только российский титановый холдинг вертикально интегрированный. Прочие же делают что-то одно: одни титановую губку, другие - слитки и заготовку, третьи - штамповку и механическую обработку деталей.

- Чистовая обработка титановых штамповок будет проводиться все же в США. Российскому предприятию опасаетесь отдавать весь процесс?

- Мы рассматриваем несколько вариантов, возможно, в дальнейшем будем осуществлять чистовую обработку части деталей на мощностях СП или же на базе завода КнААПО в Комсомольске-на-Амуре. Там будет удобно осуществлять чистовую обработку заготовок для крыльев, которые для нас делают в Японии.

- Не боитесь, что в случае дефицита титана в перспективе его поставки могут перенаправить на внутрироссийские проекты - в оборонку, авиастроение?

- Это серьезный вопрос, который я много раз задавал Тетюхину (гендиректор ВСМПО. - "Эксперт"). Мне сказали абсолютно точно, что все возможные и невозможные потребности российских потребителей учтены с большим запасом. ВСМПО имеет огромный резерв незадействованных мощностей, оставшийся в наследство с советских лет. В случае чего любой возросший спрос можно будет покрыть за счет их расконсервации.

- Но все же не слишком ли рискованно для американской авиакомпании завязывать свой бизнес на Россию?

- Риски везде есть, и нам кажется, что в России они не так уж велики. Кроме титанового СП у нас в России много других проектов. В частности, Boeing еще в 1992 году организовал в России конструкторский центр и обеспечивает работой по контрактам около двух тысяч инженеров, ученых и программистов - сотрудников российских компаний, на оплату труда которых с того времени уже потрачено более двух миллиардов долларов, а в ближайшие тридцать лет на них планируется еще девять миллиардов потратить. В ближайшие тридцать лет мы планируем потратить на российские инженерно-проектные услуги еще пять миллиардов долларов. Это выгодно как для Boeing, так и для России - мы поддерживаем инженерную школу и даем России возможность наладить экспорт интеллектуальных услуг - как раз то, о чем мечтают наши власти. Полагаю, что здесь это ценят на самом высоком уровне. Господин Путин на недавней встрече сказал, что сотрудничество с Boeing важно для России, и это для нас самое лучшее подтверждение надежности наших российских проектов.

- Разве недавние санкции госдела США в отношении "Рособоронэкспорта" и "Сухого" не подтверждают рискованность российско-американского сотрудничества в высокотехнологичной сфере?

- Наши юристы провели предварительное исследование и разрешили мне сделать официальное заявление о том, что эти санкции не приведут к изменению планов Boeing по сотрудничеству с ВСМПО и "Сухой - Гражданские самолеты"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка