Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Алина Черноиванова
Опубликовано: 21.08.2006, 15:30

Музейное кладбище самолетов


В воскресенье авиаторы отпраздновали День воздушного флота России. Накануне этого праздника корреспондент "Газеты.Ru" побывал в Центральном музее ВВС в Монино, где выяснил: летчиков в России чтут, но вот на историю авиации государству наплевать.

Центральный музей ВВС в Монино - уникальный в своем роде. Настоящий авиационный Эрмитаж. Как говорят специалисты, по количеству авиатехники, собранной в монинской коллекции, музей конкурирует только с Национальным авиационно-космическим музеем в Вашингтоне и Музеем воздуха в Ле-Бурже. Одни отдают российскому музею пальму первенства в этой конкуренции, другие - второе место. По ценности же коллекции, представляющей развитие советской и российской авиации, ему нет равных. В Монино собрано подавляющее большинство серийных и экспериментальных образцов военной и гражданской авиатехники. Сейчас это 184 летательных аппарата. Но сравнивать российский музей с зарубежными по сохранности этого исторического наследия просто невозможно.

Монинская коллекция авиатехники, собранная почти за 50 лет существования музея, планомерно разрушается осадками и мародерами.

Как пояснила "Газете.Ru" специалист Роскультуры Людмила Колесникова, монинский музей - единственный в своем роде. Он насчитывает около 145 тыс. во многом уникальных экспонатов. "Не зря его сделали федеральным, - уточнила она. - До этого он болтался при Военно-воздушной академии". Однако, по ее мнению, музей так и должен находиться в ведении Минобороны. "Это крупногабаритные предметы - там и механики, там все есть, аэродром рядом. Так должно быть, - считает Колесникова. - Я за ведомственные музеи. Деньги на него идут полностью из Минобороны, а Роскультурa может участвовать посредством федеральных программ поддержки культуры, грантов и всего прочего. Мы во многом им помогаем".

Специалист Росохранкультуры Ольга Головач в свою очередь сообщила "Газете.Ru", что это ведомство о сохранности экспонатов в монинском музее пока ничего не знает. "Мы существуем с 2004 года, - пояснила она. - Музеев в РФ более 2 тыс. В Монино мы проверки пока не проводили, и в планах проверок на 2006 год нет". Впрочем, если в Росохранкультуру поступит заявка от тех же волонтеров, на проверку музейного фонда в музее ВВС, то такая проверка может быть назначена. "В зависимости от плана работы специалисты могут провести выборочную, тотальную или только документальную проверку, - сказала она. - Все зависит от ситуации и объема музея". Правда, будет ли итогом проверки выделение дополнительных денег на реставрацию экспонатов, она не уточнила.


Заметить, в каком тяжелом состоянии находятся машины, непосвященному посетителю удастся не сразу. Тем более что за последние два года многие самолеты и вертолеты были выкрашены и прошли косметический ремонт. "Люди приходят, смотрят, восхищаются", - рассказал корреспонденту "Газеты.Ru" начальник научно-экспозиционного отдела музея Владимир Велигоненко. На самом же деле большинство машин нуждается в серьезной реставрации. "Состояние, как мы обычно говорим, удовлетворительное, - осторожничает музейщик. - Время берет свое, да и самолеты на открытой стоянке - это не есть хорошо. Отдельные экспонаты - в неудовлетворительном состоянии. Они и по времени все сроки хранения прошли, но для того музей и нужен, чтобы сохранять".

Волонтеры из общественного фонда содействия музею ВВС, которые уже второй год помогают музею восстанавливать технику, говорят о состоянии коллекции более жестко. По их словам, "на машины без слез не взглянешь". "Вот посмотрите, самолет на киле стоит, - привел в пример один из волонтеров, а по совместительству гендиректор одной из московских маркетинговых компаний Юрий Кузьмин. - Это американский штурмовик-бомбардировщик А-20, в Англии называемый "Бостон". Их по ленд-лизу Советскому Союзу поставили несколько тысяч. У нас на нем воевало четыре дивизии. Многие летчики до сих пор живы и очень радовались, когда после замалчивания ленд-лиза эта машина появилась в музее. А этой зимой под тяжестью снега у нее отвалилось оперение. Ребята ездили зимой, старались, расчищали, но…" Под открытым небом самолет с полотняной обшивкой быстро разрушается: влага проникает в каркас - он начинает ржаветь и гнить.

"А вот один из двух серийных стратегических бомбардировщиков Советского Союза 3М - один из последних. Практически все самолеты этого типа порезали по договору о сокращении стратегических вооружений в конце 1990-х годов, - рассказал Кузьмин. - У него сверху прогнила вся обшивка. Для его восстановления нужно 200 кв. м дюраля. В противном случае через несколько лет этот самолет будет опасен для посетителей". "Или, например, совершенно уникальный самолет Т-4. Это первый в мире цельнотитановый самолет, один из самых быстрых в мире самолетов. Он не пошел в серию, потому что оказался очень дорог, долго доводился, вместо него запустили Ту-22, но как технический объект он уникален, - говорит собеседник "Газеты.Ru". - Но даже титан устает. После того как машина 20 с лишним лет простояла под открытым небом, вся передняя часть Т-4 отвалилась. Ее пришлось приклепывать. Да, он по-прежнему красивый. Да, как раз этим самолетом ребята занимались в июле, он сейчас свежепокрашенный, хороший. Но это не дело - так хранить самолеты".

Но если открытому небу нужно время, чтобы навредить машинам, то мародерам хватает и одной ночи.

Территория музея - это 16 га земли, уследить за которыми силами одних только музейщиков очень сложно. "В прошлом году ВВС поставило нам железобетонный забор, цепи вокруг самолетов сделали, - рассказал Велигоненко. - Но все это плохо спасает от вандалов. Охрана имеет для нас большое значение, но это очень сложный вопрос". По словам представителя музея, в первую очередь страдают как раз те около 120 летальных аппаратов, которые находятся на открытой стоянке. "Иногда, бывает, приходишь утром - а тут очередной самолет разбит изнутри. Раньше дельтапланеристы тащили приборы из кабин, теперь народ на металлолом что-то пытается срезать. Вандалы". (Очередное ЧП произошло в субботу утром прямо на глазах корреспондента "Газеты.Ru": солдаты попытались украсть алюминий, запасенный для ремонта одного из ангаров). "Мы пытаемся поддерживать состояние машин, - говорит Велигоненко. - Волонтеры нам очень помогают. Я бы даже сказал, значительно помогают в реставрации, в приведении музея в порядок, но надо делать больше".

"Музею страшно не хватает денег, и не очень понятно, кто их должен давать", - считает Юрий Кузьмин.

По подсчетам волонтеров, бюджет монинского музея за вычетом зарплат его сотрудников составляет всего 10 тыс. рублей в месяц. "То есть по 80 рублей на один самолет, - говорит Кузьмин. - О чем тут можно говорить, если на покупку дюраля для 3М нужно минимум 40 тыс. рублей!" По его словам, "музей с его двойственным подчинением провалился между Роскультуры и Минобороны". У ВВС на его содержание средств не так много, а Роскультуры помогает разве что в организационной работе.

В итоге в восьмом ангаре, где стоят уникальные машины, уже который год течет потолок. "Его пытаются ремонтировать или ведутся разговоры о ремонте, но результата нет. Ангар как был в неприглядном состоянии, так таким и остается", - подтвердил представитель музея.

Второй год строится новое музейное помещение, где собираются разместить в том числе машины периода Великой Отечественной войны. "Финансирование идет, но сроки затягиваются, - пояснил Велигоненко. - Не последнюю роль тут сыграл пожар прошлым летом - кстати, как раз 19 августа годовщина. Тогда пострадало около 200 разных по ценностей экспонатов. Полностью уничтожены 20 из них, остальные мы восстановим. Теперь приходится во многом дорабатывать проект строительства нового здания, прежде всего в части пожарной безопасности".

Судьба машин, стоящих в так называемом отстойнике, уже практически предрешена: они пойдут на металлолом. Здесь находятся самолеты, который музей планировал восстановить, но они серьезно пострадали во время доставки, а затем - от рук мародеров. Музейная мастерская не позволяет их отреставрировать, а денег на серьезный ремонт просто нет.

"За последние годы музей стал выглядеть лучше, но хочется сделать больше, - говорят волонтеры. - Для этого нужны деньги и люди".

Как рассказал "Газете.Ru" исполнительный директор Фонда содействия музею ВВС Евгений Глазов, фонд неоднократно обращался за помощью на авиапредприятия и в КБ в поисках спонсорской помощи. "Мы предлагаем разные формы поощрения: таблички с указанием человека или предприятия, за счет которого будет восстановлена та или иная машина, грамоты главкома ВВС. На волне национал-патриотизма это очень почетно". Но пока серьезных спонсоров не находится. Фонд работает в музее практически только за счет личных средств волонтеров. Впрочем, фонд просит о помощи не только в виде денег. "Мы будем рады людям, которые захотят к нам присоединиться или даже просто помочь советом", - сказал Глазов. Пока государство не вспомнило о своей авиационной истории, авиационной истории ничего не остается как рассчитывать на помощь авиалюбителей-энтузиастов.

 

Дайджест прессы за 21 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.