Источник: информационное агентство «ПРАЙМ»
Автор: Олег Мурашев
Опубликовано: 22.08.2006, 17:14

Самая важная технология. Специалисты по авиакосмическим технологиям и оборудованию пришли к выводу, что России нужен министр авиации


Участники Третьей международной выставки "Авиакосмические технологии и оборудование", проходившей с 15 по 18 августа в Казани, пришли к единодушному мнению о необходимости создания в России министерства авиации.

В числе организаторов выставки в этом году - Федеральное агентство по промышленности (Роспром), Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Администрация г. Казани, ОАО "Казанская ярмарка", КГТУ им. А.Н.Туполева. Оргкомитет выставки возглавил руководитель Роспрома Б.С. Алешин.

На церемонию открытия прибыли: Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, Министр экономики и промышленности РТ Б.П. Павлов, начальник Департамента аппарата советников Президента России А.В. Рожков, начальник Управления авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности РФ Е.А. Горбунов, Министр транспорта и дорожного хозяйства В.А. Швецов, председатель Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ В.Г. Дмитриев, генеральный директор ФГУП "ВИАМ" Е.Н. Каблов, директор ГНС "ЦИАМ" В.А. Скибин, генеральный директор ОАО "Туполев" И.С. Шевчук, генеральный директор ФГУП "НИИАО" В.А. Чернышев и другие.

В выставке приняли участие около 100 предприятий и организаций. Казанское моторостроительное производственное объединение представило поражающий своими размерами двигатель НК-93, открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" - новые машины "Ансат" и "Актай". На стенде Казанского авиационного производственного объединения им. С.П. Горбунова вниманию посетителей предлагалась установка для оптической центровки деталей ATOSS, на стенде КМПО - газоперекачивающий агрегат ГПА-16 "Волга", НИИАО из Жуковского — новые разработки в области авионики для вертолетов Ка-226, Ка-32, Ми-172.

Один из наиболее популярных экспонатов — модель "Самолета Павловых". В КГТУ им. Туполева разрабатывается самолет вертикального взлета и посадки "Дисколет", крыло которого выполнено в виде диска, из которого на взлете и посадке выдвигаются лопасти, а горизонтальный полет происходит по-самолетному. Авторы разработки утверждают, что расход топлива дисколета в 3-4 раза меньше, чем у вертолета, а грузоподъемность сравнима с самолетной.

На стенде ФГУП Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова можно было ознакомиться с моделями новых самолетов. Сейчас на заводе серийно выпускается пассажирский авиалайнер Ту-214, ведется подготовка к производству транспортного Ту-330 и регионального Ту-324. Мощности этого предприятия позволяют производить 12-14 Ту-214 в год, а также до 30-40 самолетов других типов.

Как заявляют представители завода, новый отечественный Ту-214 производства ФГУП КАПО им. С.П. Горбунова является единственным самолетом российского производства, сертифицированным по новым авиационным правилам АП-25, которые гармонизированы с европейскими (JAR-25) и американскими (FAR-25) правилами. Сертификат типа № СТ196-Ту-214 выдан 29 декабря 2000 года. Ту-214 не имеет никаких ограничений по полетам над территориями Европы и США, по шумам, эмиссии двигателей и комплексу навигационного оборудования. По летно-техническим и экономическим характеристикам Ту-214 конкурентоспособен с "Boeing-757-200" и "Airbus-321-200 ".

О главном экспонате стенда Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского нам рассказал Владимир Козлов, заместитель главного инженера ЦАГИ: "На этой выставке мы представляем модель вертолета "Ансат", испытания которой были проведены в аэродинамических трубах. Доказали, что на этой модели при одной и той же мощности двигателя можно достичь увеличения скорости с 250 до 280 км/ч, за счет улучшения компоновки фюзеляжа и применения на несущих винтах и винтах рулевого управления профилей нового поколения. Это позволяет вывести "Ансат" в число лучших вертолетов своего класса у нас в стране и за рубежом".

В рамках выставки состоялась научно-практическая конференция, работа которой проводилась по секциям "Конструкция, проектирование и производство", "Двигатели и энергетические установки", "Авионика, оборудование и системы управления", "Радиотехнические системы и комплексы летательных аппаратов", "Информационные технологии в авиакосмической промышленности", "Финансово-экономические аспекты развития авиакосмического комплекса России и Республики Татарстан", "Конверсионные технологии и оборудование".

Работу конференции завершило заседание, на котором были подведены итоги обсуждения и высказаны пожелания - к Президенту и Правительству России. Основной лейтмотив всех выступлений звучал примерно так: авиастроение России рано хоронить, хотя многим зарубежным конкурентам очень хотелось бы присутствовать на поминках. Более того, при правильном подходе аэрокосмическая отрасль может стать тем самым локомотивом (точнее - лайнером), который сможет вытянуть экономику России из кризиса, как автомобильная промышленность в свое время вывела из кризиса промышленность Америки.

Вот ключевые цитаты, которые характеризуют отношение к проблеме участников конференции:

"В 1921 году Форд произвел 1 200 000 автомобилей. Для того, чтобы это сделать, он создал профессиональное обучение и ввел минимальную зарплату, которая составила 125 долларов в месяц. Заметим, что это была минимальная зарплата, не средняя. А автомобиль стоил 525 долларов. Вывод - необходимо стимулировать студентов, чтобы они учились и специалистов, чтобы они не разбегались. Это - первое, что необходимо сделать.

Вторая проблема - практически полное отсутствие современного оборудования, при этом нас радуют сообщениями о колоссальном валютном запасе. Это как пожилой человек прячет свои деньги в старый матрас и потом на нем умирает. Необходимо вкладывать эти средства в современное оборудование.

Третий вопрос - отсутствие корпоративной системы информационных технологий жизненного цикла наукоемких производств. Результат можно продемонстрировать на примере КАПО - когда делали Ту-160, в плазовом цехе (цехе раскроя) работало 600 человек. После внедрения компьютерных технологий оказалось, что эту работу более качественно выполняют 20-30 человек, более того, данный цех вообще можно закрыть, а освободившихся людей использовать на других участках, для расширения производства. Со всеми этими предложениями мы должны обратиться к Президенту и Правительству России, для срочных капиталовложений, открытия финансирования по эти трем направлениям".

"Информационные технологии в западных компаниях применяются на всех этапах деятельности. Например, стандарт, который действует на "Боинге", предполагает семь первых ступеней только на подготовительном этапе, который дает возможность высшему менеджменту принятия решения о начале производства того или иного изделия".

"Приходите на КАПО в день качества …95 процентов отказов идет по радиоборудованию, по приборам, по навигационному оборудованию. Очень много проблем по авионике".

"Мне кажется, выставка очень выиграет, если сюда пригласят тех, кто эксплуатирует технику. У меня 5000 часов налета на вертолете. Я участник боевых действий. Мое мнение - семейство Ми-8 выиграет сегодня лишь в том случае, если на него поставят автоматизированную систему зависания и захода на посадку.

…Казанский вертолетный завод выпускает замечательные лопасти. Я на них отвоевал, и даже простреленная лопасть не сломалась… но сегодня необходимо обратиться к новой конструкции. Сами посудите, 30 лет используется одна и та же лопасть, ее ресурс - всего 3000 часов, а новых пластиковых лопастей - 20 000 часов.

…Еще одна проблема - ни один вертолет по расположению приборов не похож друг на друга. И в самолет заходим - ни одна кабина не похожа. А если война - какие могут быть тренажеры для летчика, который осваивает новую машину? Но у летчика - одни и те же функции, так почему бы не унифицировать кабины?"

"Сегодня то, что предлагает авиапром, отвергает Минтранс и авиакомпании. И не случайно наши самолеты не пользуются спросом, и не случайно западный секонд-хэнд востребован. Необходимо единое министерство авиации, которое бы знало, что нужно перевозчикам и армии, а с другой стороны, обладало бы правом выбирать то, что нужно для них. Ведь я сам присутствовал на заседании правительства, и министр транспорта Левитин сказал: "Михаил Ефимович, то, что они запланировали в своей стратегии, и в своем ряде, нам это не нужно". И теперь он говорит: давайте отменим таможенные пошлины, и будем покупать то, что нужно авиакомпаниям. Но мы-то сегодня говорим о том, что Россия должна остаться со своим авиастроением!"

"Во все времена в нашем государстве руководитель авиастроения имел право выходить не только на премьера, но и на первое лицо в государстве".

Дискуссия о создании единого министерства авиации завершилась демократически, голосованием - все участники конференции подняли руки "за", единогласно.

Порадовало собравшихся и оптимистичное выступление представители ЦАГИ. "Дорогие друзья, зарубежные пилоты завидуют, что наши вертолеты лучше, — заявил он. - Почему покупают западные вертолеты? Они красивые, они хорошо покрашены, у них приятный интерьер. А что касается технико-экономических показателей, надежности, здесь большой вопрос. В Венесуэле работала партия американских вертолетов, в целях борьбы с наркотиками. А потом венесуэльцы предпочли за немалые деньги приобрести МИ-17. Потому что наш вертолет летит, даже когда по нему стреляют из пулемета… Летчик, дважды Герой, рассказывал мне об опыте эксплуатации в Афганистане: по 200 пробоин привозил, пробиты лопасти, а он - тянет!

…Почему нет конкуренции? Да потому что нет массового серийного производства. А наши военные заказчики вообще не берут никаких машин.

…Возьмите Ми-38. Скажите, пожалуйста, кто конкурент Ми-38 сегодня в мире, вы, любитель западной техники?"

Представителя ЦАГИ провожали с трибуны аплодисментами. Чувствовалось, что специалисты, собравшиеся в зале, так и не смирились за прошедшие годы с положением в отрасли. А оно не может радовать, к примеру, как отмечалось на конференции, производство отечественных магистральных самолетов за последние три года сократилось в два раза, а в 2005 году выпущено всего 7 лайнеров. Неудивительно поэтому, что инженерно-технические работники пришли к выводу о том, что "настало время отвлечься от технологий производства и задуматься о технологиях управления".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 22 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-226, Ту-214, Ми-38, Ту-324, Ту-330, Ансат, Ка-32Т, Ту-160, Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, Казанский Вертолетный завод, Казанское моторостроительное производственное объединение, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования, Туполев, Казанская ярмарка, Федеральное агентство по промышленности, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Авиационная промышленность, B757-200F, Горбунов Александр, Ми-8, Радиотехнические Системы, Ан-32, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, Самолетостроение, Выставки и конференции, Татарстан (в процессе тестирования)