Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Андрей Ветвинский
Опубликовано: 23.08.2006, 13:49

Eurofighter вылетел из Европы

Саудовская Аравия закупает 72 истребителя


На днях стало известно, что Саудовская Аравия решила закупить у Великобритании 72 боевых самолета Eurofighter Typhoon. Как сообщило министерство обороны в Эр-Рияде, соответствующая договоренность уже подписана, а заключение контракта ожидается в декабре. Стоимость сделки оценивается экспертами в 15 млрд евро. Примечательно, что это первый контракт на Eurofighter, поступивший не из стран Евросоюза.

Стороны не разглашают сумму сделки. Однако эксперты уже оценили ее примерно в 15 млрд евро, и это без учета дальнейшей модернизации самолетов и подготовки кадров. Также власти Саудовской Аравии обсуждают возможность строительства завода по сборке предприятия в Аль-Хобаре, восточной провинции страны, который будет собирать истребители. Новые самолеты заменят в Саудовской армии устаревшие британские Tornado, которые в течение последних 25 лет составляли основу ВВС Саудовской Аравии.

Eurofighter производятся четырьмя европейскими странами: Великобританией (представлена компанией BAE Systems, владеющей 33% долей в проекте), Италией (доля компании Alenia Aeronautic составляет 21%), а также Германией и Испанией (представленные в консорциуме европейским холдингом EADS - 46%). Великобритания строит переднюю часть самолета и кабину пилота, Германия - центральную часть фюзеляжа, Испания - крылья, Италия - заднюю часть машины. Самолет Eurofighter начали проектировать еще в 1983 г., и его концепция трансформировалась вместе с изменением геополитической ситуации в Европе. В результате из штурмовика он превратился в многоцелевой самолет. В 1985 году из проекта вышла Франция, которая начала создавать собственный многоцелевой самолет четвертого поколения - Rafal.

Известно, что Саудовская Аравия убедительно попросила ускорить поставки самолетов из-за значительного ухудшения геополитической ситуации в Персидском заливе. В этой связи Великобритания экстренно работает над первой партией из 24 самолетов, которая изначально предназначалась для Королевских военно-воздушных сил. "Эта сделка - вопрос соперничества Саудовской Аравии с Ираном в акватории Персидского залива", - такое мнение высказал РБК daily президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский.

По словам опрошенных РБК daily экспертов, Саудовская Аравия выбрала Eurofighter, потому что Великобритания сделала хорошее предложение Эр-Рияду по цене и срокам. Более того, Саудовской Аравии не придется менять поставщика. "BAE Systems (один из акционеров Eurofighter) выступала поставщиком (ранее закупаемых Эр-Риядом Tornado - РБК daily). У компании уже есть отработанная логистика, системы обслуживания и обучения", - отмечает РБК daily руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев.

"Если не брать в расчет российские истребители, то Eurofighter считается конкурентом американского F-22 и французского Rafal. Еще существует англо-американский F-35, но он еще находится на стадии разработки", - говорит Олег Пантелеев. По его словам, Rafal пока не выиграл ни одного тендера, а F-22 слишком дорог и его собирается приобрести Израиль. В свою очередь, Евгений Сатановский подчеркивает следующую деталь: "Самолеты купят у Британии - ближайшего союзника США, а не у Франции - вечного оппонента. Это очень серьезный знак: Саудовская Аравия тем самым демонстрирует, что она не является клиентом США, но при этом остается в том же блоке". С ним согласен и эксперт по вопросам безопасности Chatham House Роберт Айерс. "Выбрав Eurofighter, саудиты пытаются минимизировать зависимость в сфере безопасности от США", - сказал он РБК daily.

До контракта с Саудовской Аравией портфель заказов на Eurofighter ограничивался лишь его странами-производителями и Австрией. Так, Великобритания закупает 232 самолета, Германия - 180, Италия - 121, Испания - 87 и Австрия - 18 машин. Теперь у Eurofighter появилась надежда получить заказ на поставку 120 своих самолетов еще и Турции, которая снимает с вооружения стареющий парк американских F-16 и F-4 "Фантом".

 

Дайджест прессы за 23 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 23 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пантелеев Олег, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)