Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Илья Кедров
Опубликовано: 23.08.2006, 18:04

Контракты - точно и в срок

Авария Як-130 не повлияет на выполнение обязательств по поставкам этого самолета


Причиной аварии учебно-боевого самолета Як-130, произошедшей 26 июля в Рязанской области, стала потеря управляемости в силу нештатной работы системы управления КСУ-130. Такой вывод сделали члены комиссии, разбиравшей это летное происшествие. Президент корпорации "Иркут", генеральный директор ОКБ имени Яковлева Олег Демченко в ходе брифинга 18 августа, на следующий день после подписания председателем комиссии акта расследования летного происшествия, процитировал этот документ: "Наиболее вероятной причиной нештатной работы системы управления явилось нарушение цепи питания, приведшее к неподключению исправных резервных каналов управления рулевыми приводами".

Напомним, 26 июля в ходе второго за день полета Як-130, выполнявшегося экипажем в составе летчика-испытателя ОКБ им. Яковлева Олега Кононенко и ведущего летчика-испытателя Государственного летно-испытательного центра ВВС им. Чкалова полковника Сергея Щербины, на высоте 10 тысяч метров произошел отказ в системе управления. Пилоты доложили о случившемся на землю, предприняли все возможные усилия для восстановления управляемости, которые однако ни к чему не привели. На высоте 2 тысячи метров экипаж принял решение покинуть машину. Во время катапультирования Як-130 находился в перевернутом положении, однако благодаря отличным характеристикам системы спасения, состоящей из двух катапультных кресел К-36ЛТ3,5 производства НПП "Звезда", пилоты не пострадали. Олег Демченко подчеркнул, что летчики действовали грамотно и сделали все возможное для спасения машины и предотвращения падения самолета на какие-либо населенные пункты.

Как отметил руководитель НПК "Иркут" и ОКБ имени Яковлева, сегодня нельзя однозначно сказать, что явилось причиной сбоя в системе электропитания при переключении с первого на резервные каналы. Як-130 имеет полностью цифровую систему управления с четырехкратным резервированием. При такой конфигурации лишь один случай из миллиона может повлиять на отказ сразу всех четырех каналов. Однако такой случай все же произошел. По словам Олега Демченко, в ходе испытаний неоднократно имитировалась ситуация отказа каналов управления как на стенде, так и в полете, и никаких замечаний не было. На самолете с отказавшей КСУ-130 было выполнено около 100 полетов. Как подчеркнул руководитель НПК "Иркут" и ОКБ имени Яковлева, хорошо, что этот неизвестный пока дефект проявился именно во время испытаний, а не после начала серийного производства самолета. В акте комиссии указано: причиной аварии не стали ни конструкторские, ни производственные дефекты самолета. Кстати, справедливости ради надо напомнить, что 26 июля стал действительно аномальным днем - за сутки произошли 4 летных происшествия с самолетами и одно - с вертолетом.

Сейчас система управления разбившегося Як-130 изучается на стенде, а все остальные имеющиеся КСУ-130 уже подвергнуты определенным доработкам. Олег Демченко подчеркнул, что авария третьего предсерийного самолета, постройка которого была завершена весной этого года, не повлияет на сроки проведения испытаний. Первый этап государственных испытаний Як-130 фактически завершен, начинается второй этап. Сейчас самолеты №1 и №2 находятся на наземных испытаниях. По графику их планировалось начать в конце октября 2006 г., однако теперь летную и статическую фазы второго этапа испытаний пришлось поменять местами - до октября два оставшихся борта летать не будут, поскольку необходимо точно разобраться в причинах нештатной работы системы управления. Одновременно на нижегородском заводе "Сокол" запускается производство четвертого предсерийного самолета, который будет готов не позднее июня 2007 г. Эта машина предназначена для отработки боевого применения авиационных средств поражения.

Разбившийся самолет был застрахован "Русским Страховым Центром" и, как заявил председатель правления РСЦ Дмитрий Извеков, ущерб по аварии будет полностью возмещен даже раньше тех сроков, которые предусматриваются контрактными обязательствами. Суммы возмещения должно хватить для постройки новой (взамен утерянной) четвертой машины. Надо отметить, что изготовление предсерийных Як-130 финансируется Министерством обороны РФ, однако у военных нет статьи расходов на страхование техники, поэтому разбившийся Як-130 был застрахован за средства НПК "Иркут".

Ранее сообщалось, что самолеты Як-130 на "Соколе" будут производиться для российских ВВС, а в Иркутске - для поставки по экспортным контрактам. Такое решение объясняется большой загрузкой нижегородского завода работой по тематике РСК "МиГ". Производственная линия "Сокола" рассчитана на выпуск 8 самолетов в год. В Иркутске для изготовления Як-130 полностью выделена и сейчас реконструируется одна производственная линия. По словам Олега Демченко, она должна стать самой современной в России. Однако разворачивание производства Як-130 на "Иркуте" потребует больших финансовых вливаний. Только на подготовку производства, сообщил Олег Демченко, требуется затратить не менее 38 млн. долларов. В апреле 2007 г. с "Иркута" на "Сокол" будет поставлен первый комплект крыльев, предназначенных для самолетов российских ВВС. В дальнейшем в Иркутске планируется изготавливать не только крылья, но и оперение, а на "Соколе" будут производиться фюзеляжи, а также осуществляться окончательная сборка самолетов.

Отметим, что корпорация "Иркут" внедрила цифровые методы проектирования при создании Як-130. Таким образом, опытное производство самолетов перенесено на серийные заводы в Иркутске и Нижнем Новгороде. В настоящее время в Жуковский переносится все ремонтно-эксплуатационное производство ОКБ им. Яковлева. Сейчас там ведется постройка новых ангаров и производственных корпусов.

Происшедшая авария и некоторые изменения в программе испытаний не окажут никакого влияния на исполнение контрактов на поставку Як-130. Пока таких соглашений только два - с российским Минобороны на 12 учебно-тренировочных машин, и с Алжиром - на 16 учебно-боевых. В соответствии с обязательствами, поставка первых четырех Як-130 российским ВВС будет осуществлена в 2007 г., а в Алжир Як-130 начнут поступать в 2008 г., подтвердил Олег Демченко. Напомним также, что ВВС России в ближайшие годы намерены закупить 60 Як-130, а в портфеле "Рособоронэкспорта" имеются заявки на 100 самолетов этого типа. Уже после аварии была получена официальная заявка на участие Як-130 в тендере в Сирии, чуть ранее поступила заявка от Индонезии. Также интерес к машине проявляет Венесуэла.

Говоря о других производственных программах НПК "Иркут", Олег Демченко отметил, что в 2006 г. предприятие должно сдать Индии 25 самолетов Су-30МКИ, 5 из которых уже поставлены. А в 2007 г. будут поставлены 12 Су-30МКМ в Малайзию, 6 Су-30МКИ - в Индию и 6 Су-30МКА - в Алжир.

До конца этого года планируется подписать межправительственное соглашение с Индией о совместной работе над проектом транспортного самолета МТА (Multirole Transport Aircraft). С российской стороны в этой программе участвуют НПК "Иркут" и Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, с индийской - фирма HAL. ВВС России и Индии утвердили гармонизацию технического задания этого самолета, то есть никаких разногласий по ТЗ на эту машину не осталось. По словам Олега Демченко, в ноябре этого года планируется согласовать бизнес-план проекта. Его стоимость ориентировочно оценивается в 600-700 млн. долларов, финансирование будет осуществляться российской и индийской сторонами поровну. В соответствии с предварительной заявкой, Индия закажет 45 МТА, а МО РФ - до 100 самолетов. В настоящее время "Иркут" выделил 4 млн. долларов из собственных средств на разработку аванпроекта МТА.

Что же касается самолета-амфибии Бе-200, который в настоящее время в рамках лизинговой программы осуществляет тушение лесных пожаров в Португалии и налетал 105 часов, то по просьбе португальского заказчика лизинг этой машины продлен еще на 40 летных часов. До конца года ожидается принятие решения по закупке Португалией 4 самолетов Бе-200. Ранее эту информацию подтвердил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, принимающий участие в переговорах с Португалией относительно урегулирования российского долга.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 23 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, Як-130, Бе-200, Транспортные и грузовые самолеты, Научно-производственная корпорация "Иркут", Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И. Северина, Су-30МКИ, Демченко Олег, Т-401, Сокол, Ту-136 (в процессе тестирования)