Источник: газета «Бизнес & FM»
Автор: Анна Бажина
Опубликовано: 24.08.2006, 09:21

Заправщики останутся без топлива


Топливозаправочные комплексы (ТЗК) аэропортов могут лишиться значительной части своих доходов. Как стало известно "Бизнесу", рабочая группа Минтранса предлагает запретить ТЗК заниматься продажей авиационного топлива, которая приносит им 90% дохода. Впрочем, по мнению участников рынка, на стоимости авиакеросина это не скажется: ТЗК компенсируют потери, увеличив ставки за хранение топлива.

Топливозаправочные комплексы вскоре могут лишиться основной части своих доходов. ТЗК могут запретить заниматься перепродажей авиационного топлива, оставив в ведении этих компаний лишь хранение топлива и заправку самолетов. По данным "Бизнеса", такое предложение было высказано на последнем заседании совета Минтранса.

Ситуацией вокруг ТЗК в российских аэропортах весной заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба после многочисленных жалоб со стороны авиакомпаний. Перевозчики жаловались, что ТЗК, используя монопольное положение, отказываются принимать на хранение авиационное топливо, приобретенное у независимых операторов, с тем чтобы авиакомпании закупали авиакеросин у них по завышенным ценам. ФАС предписала принимать топливо на хранение, если у ТЗК есть такая возможность, и даже пообещала штрафовать нарушителей на сумму до 5 тыс. МРОТ. Однако ситуацию это не изменило.

В Минтрансе "Бизнесу" подтвердили, что предложение о разделении функций ТЗК звучало на заседании совета со стороны рабочей группы по стабилизации рынка авиатоплива. Но пока Минтранс только аккумулирует поступающие предложения, и никаких решений по их реализации не принималось.

Представители ТЗК с предложением рабочей группы не согласны. "Это невозможно: основным видом деятельности ТЗК является услуга авиатопливного обеспечения, частью которой является продажа топлива",- говорит гендиректор "Аэрофьюэлз" Владимир Спиридонов. По его словам, на продажу авиакеросина приходится более 90% оборота компаний. По словам источника в отрасли, ТЗК получают 1-2 тыс. руб. с каждой тонны проданного топлива.

По мнению операторов, идея демонополизации рынка своевременна, но такими методами ее не реализовать. "Не надо у ТЗК ничего забирать, стоит создать условия для появления конкурентной среды. Параллельно с ТЗК возможность торговать топливом должны иметь операторы и авиакомпании",- говорит гендиректор ТД "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский. По его мнению, в условиях конкуренции появится и справедливая цена. При этом не исключено, что ТЗК впоследствии сами откажутся от перепродажи топлива. "ТЗК быстро поймут, что им выгоднее получать гарантированный доход за хранение, чем торговать самим",- считает Островский.

С сомнением к этой инициативе относятся и авиакомпании. По мнению заместителя гендиректора "Аэрофлота" Льва Кошлякова, ТЗК в большинстве аэропортов являются монополистами, что дает им возможность назначать любые цены. Монополистами они и останутся, но будут назначать монопольную цену уже не за топливо, а за услуги - хранение, заправку.

С этим согласен и пресс-секретарь S7 Илья Новохатский. По его словам, поставщикам топлива и авиакомпаниям необходим доступ к емкостям ТЗК. "В то же время, если ставки за обеспечение ГСМ не будут реально регулироваться государством, то ТЗК может установить высокую цену за заправку, которая будет равняться "подкрыльной марже"",- говорит он.

По мнению участников рынка, единственный способ решить проблему - строить в аэропортах альтернативные ТЗК. По словам Льва Кошлякова, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта выступила с предложением, чтобы в аэропортах с объемом перевозок более миллиона пассажиров было не менее двух ТЗК. С такой позицией соглашается и Владимир Спиридонов: "В аэропорту Иркутска два ТЗК: ВСТК и "Аэрофьюэлз". В условиях конкуренции цены снижаются". По данным "Аэрофьюэлз", благодаря наличию альтернативного ТЗК за последние четыре года авиакомпании в Иркутске сэкономили более $30 млн.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 24 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Сибирь", Спиридонов Владимир (в процессе тестирования)