Источник: газета «Время новостей»
Автор: Эдуард Ломовцев
Опубликовано: 24.08.2006, 10:58

Роковой "эшелон"

Организация безопасности полетов в России не выдерживает критики


Сегодня Россия скорбит по жертвам авиакатастрофы под Донецком, где днем во вторник разбился пассажирский лайнер Ту-154 компании "Пулковские авиалинии", на борту которого находились 170 человек - 10 членов экипажа и 160 возвращавшихся с отдыха из Анапы в Петербург пассажиров. Столь масштабных по числу погибших трагедий в современной истории российской авиации не было уже почти 30 лет - со времен памятной авиакатастрофы под Днепродзержинском, где в 1979 году столкнулись два пассажирских самолета, одним из которых летела футбольная команда "Пахтакор". Нынешняя трагедия тем страшнее, что на борту погибшего Ту-154 находилось 45 детей. Владимир Путин объявил своим указом 24 августа днем траура.

Траурные мероприятия прошли вчера по всей стране и на Украине. На административных зданиях желто-голубые полотнища были приспущены, а в полдень украинцы почтили память жертв авиакатастрофы минутой молчания.

На самом месте падения лайнера еще вчера утром к оцеплению потянулись жители расположенного рядом села Сухая Балка, ставшие невольными свидетелями трагедии. Пятилетняя девочка, потрясенная трагедией, была первой, кто принес сюда своего плюшевого медвежонка и простой тюльпан. Люди приходили все утро. И тоже несли цветы и игрушки, и плакали о детях, погибших в катастрофе.

Между тем несколько сот работающих на месте катастрофы спасателей, следователей и экспертов по авиационной безопасности вчера вторые сутки продолжали собирать останки тел и куски разбившегося лайнера. К полудню поисковики доложили об обнаружении бортовых регистраторов - "черных ящиков". Сначала нашли параметрический, фиксировавший работу всех агрегатов самолета, а чуть позже и речевой, записывавший переговоры экипажа. Утопленные в болотистом грунте, внешне они выглядели, как сообщили представители МЧС России, "вполне работоспособными".

Вчера к вечеру представители МЧС Украины сообщили, что удалось найти останки уже 164 жертв катастрофы. Они сразу переправлялись в городские морги Донецка. В город вчера прибыло около 200 человек родственников погибших для участия в процедуре опознания. Большая часть из них прилетела специальным рейсом из Пулково, некоторые добирались своим ходом на машинах из Анапы.

"Опознание тел погибших будет проходить в 1-й горбольнице города Донецк", - сказали в пресс-службе МЧС Донецкой области. Процедура родственникам предстоит не из легких. По словам участников операции, целых тел практически нет, людей буквально разорвало на части, и опознать их будет непросто. Туда же прибыли и эксперты Ростовского областного бюро судмедэкспертизы. "Они будут подключаться по мере того, как будут прибывать родственники и когда мы определимся по вопросам взятия анализов ДНК", - рассказал министр транспорта России Игорь Левитин, возглавляющий госкомиссию по расследованию причин трагедии.

Несмотря на все усилия, вчера специалистам так и не удалось приблизиться к разгадке тайны гибели лайнера. Опросив местных жителей, следователи смогли лишь восстановить примерную картину последних секунд жизни самолета. Школьник из поселка Сухая Балка Сергей Мельников сообщил: "Было видно, что самолет вертится в штопоре вокруг своей оси". Он также отметил, что самолет взорвался только после столкновения с землей в 2 км от поселка. Туда, по его словам, сразу побежало около сотни жителей села. "Мы пытались потушить пламя, но подручными средствами это сделать было невозможно, кроме того, у места пожара невозможно было оставаться из-за сильного запаха керосина", - рассказал мальчик. Примерно такую же картину описывал и другой очевидец, Геннадий Курасов, пасека которого находилась в нескольких десятках метров от места падения самолета: "Было такое ощущение, что самолет приближался к земле никем не управляемый". Кроме того, все свидетели говорят, что во время падения авиалайнера шел дождь с грозой.

В течение всего дня специалисты выдвигали самые разные предположения о причинах аварии Ту-154. По статистике, если речь не идет о теракте, более 90% всех авиакатастроф происходит при взлете и посадке - именно в этот период полета агрегаты лайнера и экипаж работают наиболее активно и, соответственно, наиболее вероятна возможность какого-либо сбоя или ошибки. Когда же самолет, как в случае с Ту-154, находится "на эшелоне" - набрав заданную высоту и двигаясь постоянным курсом, - вероятность ЧП минимальна. Именно это оставалось вчера главной загадкой происшедшего. В связи с этим наблюдатели и эксперты продолжали высказывать самые разные предположения о причинах падения самолета - удар молнии, уход по тем или иным причинам на сверхбольшую высоту (где из-за разреженности воздуха лайнер может сорваться в штопор) и т.д. Однако работающие на месте трагедии специалисты к таким версиям относились скептически.

Один из экспертов, занимающийся расследованием катастроф, в разговоре с корреспондентом "Времени новостей", к примеру, высказал сомнение в возможности падения самолета в результате попадания молнии. "Во-первых, командир экипажа всегда может увести воздушное судно от грозового фронта, а во-вторых, современные лайнеры имеют специальную защиту - на плоскостях крыльев имеются специальные стекатели, по которым заряд как бы уходит с машины. Я сам не раз попадал в грозовой фронт, и в принципе для самолета это не смертельно", - сказал источник.

Расследованием причин катастрофы сейчас занимаются специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Именно они будут расшифровывать "черные ящики" разбившегося "Ту", и именно им предстоит кропотливая работа по сбору частей и агрегатов, разбросанных на поле у Сухой Балки.

Параллельно свое расследование ведет и Генпрокуратура России. "Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта), - сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры РФ. - Для расследования создана следственная группа, начаты процессуальные действия в Санкт-Петербурге, Анапе и Ростове-на-Дону". Но ни МАК, ни Генпрокуратура не спешат с официальными выводами. Впрочем, вчера, когда стало известно об обнаружении "черных ящиков", в частных беседах эксперты высказали надежду, что "возможно, в этот раз ситуация прояснится очень быстро".

Пока же свое мнение начали высказывать политики, обеспокоенные тем, что трагедия под Донецком стала уже второй в этом году крупной катастрофой с участием российских пассажирских самолетов. Как известно, 9 июля в аэропорту Иркутска уже после посадки выскочил со взлетной полосы и сгорел самолет А310 компании S7 (бывшая "Сибирь"), в результате чего погибли 127 человек и еще около 50 были ранены. Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков вчера заявил журналистам: "Участившиеся за последние годы авиационные катастрофы и последняя из них, унесшая 170 жизней, свидетельствуют о том, что сегодня существуют серьезные глубинные изъяны в организации безопасности полетов, а возможно, и в целом серьезные недостатки в отрасли. Независимо от того, будут или нет установлены причины вчерашней катастрофы, сегодня ясно одно: система безопасности полетов в России абсолютно не соответствует международным стандартам". Это мнение поддержал и зампред комитета по безопасности Виктор Илюхин: "Не только трагедия под Донецком, но и недавние мучения россиян в итальянском Римини из-за сбоев в работе авиакомпании "Сибирь" свидетельствуют о том, что на безопасность полетов в нашей стране влияют два фактора - это отсутствие современных новых самолетов, а также коммерциализация работы авиакомпаний, или, попросту говоря, их стремление к наживе любой ценой".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 24 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Безопасность полетов, Левитин Игорь, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Авиакомпания "Сибирь", Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Ту-154, МЧС России, Ту-154М (в процессе тестирования)