Источник: газета «Финансовые Известия»
Автор: Георгий Степанов, Евгения Громова, Илья Стулов, Марина Смолина
Опубликовано: 24.08.2006, 11:12

Некоторые "Боинги" опасны для жизни

Брак на небесах


По репутации мирового бренда "Боинг" нанесен сокрушительный удар. Как утверждает британский телеканал Sky News, авиакомпания сознательно оснащала свои самолеты бракованными деталями. Речь идет о пассажирских лайнерах Boeing 737 NG и Boeing 737s, произведенных между 1994 и 2002 годами в городе Вичита, штат Канзас. Используются ли они в России? "Известия" попытались найти ответ на этот вопрос.

Sky News вел собственное расследование в течение шести месяцев. В основу легли показания двух бывших сотрудников "Боинга". По словам корреспондента Sky News в США Эндрю Вилсона, эти люди "не захотели замалчивать правду". За что и пострадали: аудиторов Джаннин Прюитт и Тэйлора Смита, чьи шокирующие откровения прозвучали в телеэфире, понизили в должности, затем уволили.

"Было очень много ошибок в производстве и несоответствий качества", - говорит Прюитт (в "Боинге" - с 1996 по 2003 год). В 1999-м она обнаружила: вместо того чтобы использовать оптимизированные с помощью компьютера детали, рабочие калифорнийской фирмы Ducommun - основного поставщика запчастей для "Боинга" - обрабатывали изделия вручную.

Чрезвычайно неточно, по словам Прюитт, стыковывались металлические куски обшивки вокруг входных люков. Отверстия в фюзеляже сверлились неправильно, где попало, на глазок. Тем не менее самолеты успешно проходили контроль качества. "Безопасность лайнера была под угрозой, возрастал риск падения. Этот порочный процесс следовало немедленно остановить", - убеждена бывший аудитор "Боинга".

Любопытно, что Прюитт и Смит занялись этой проверкой по инициативе руководства "Боинга". Ознакомившись с итогами, оно даже похвалило их за работу. Но аудиторов предупредили: о браке не должна ничего знать Федеральная администрация по авиации (FAA, правительственный надзирающий орган). Люди из охранной службы "Боинга" якобы сказали им: "Компания подаст на вас в суд, если вы обратитесь в FAA и сообщите всю правду".

По словам Прюитт и Смита, администраторы "Боинга" стали их запугивать. И отправили в отставку. В марте 2005 года пара разоблачителей (whistle-blowers, дословно - "свистуны") возбудила иск против компании в федеральном суде города Вичита. До сих пор не было ни одного слушания. Ответчики называют обвинения в свой адрес безосновательными. "Все детали тщательно проверяются системой контроля, а конечная продукция уже давно доказала свое качество и безопасность", - говорят представители "Боинга".

"Сообщения прессы мы не комментируем, - отказался обсуждать степень вероятной опасности в связи с установкой нештатных деталей на Боинги-737 заместитель руководителя Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов. - Поймите правильно, для нас существуют только официальные документы".

Неутешительный прогноз дал Анатолий Свистунов, более двадцати пяти лет прослуживший главным инженером военного авиаремонтного завода: "Фюзеляж - самая уязвимая часть машины, производить в каких-то конструктивных деталях самовольные доводки - полное безумие или намеренное преступление".

Между тем, по данным пресс-службы Минтранса России, различные классификации "Боингов" этой серии эксплуатируют несколько российских авиакомпаний.

"У "Боинга" очень хорошая репутация, - заявил "Известиям" директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. - Я глубоко сомневаюсь в правоте этого расследования. Любой самолет - плод бесконечных проверок. Мы никогда не сталкивались с техническими проблемами, эксплуатируя "Боинги".

По словам Быхала, сейчас ни одна российская авиакомпания самолетов Boeing 737 NG в своем парке не имеет. Однако с 1998 по 2003 год "Трансаэро" "очень успешно" использовала лайнер Boeing 737-700 (из серии NG). Более того, в ближайшей перспективе "Трансаэро" намерена задействовать и другие Boeing 737 из той же серии.

"Самый большой авиапарк 737-х находится в Калининграде, - сказала "Известиям" руководитель пресс-службы "КД-авиа" Надежда Галягузова. - Однако среди наших семи бортов нет модификаций с такими буквами. Так что наши пассажиры могут летать спокойно".

Кстати, буквально на днях с Boeing 737 в мире случилось три громких инцидента. В США из-за частичной разгерметизации совершил экстренную посадку самолет авиакомпании Alaska Airlines с 122 пассажирами на борту. Лайнер следовал из Ванкувера в Сан-Франциско. А в городе Катания на юге Италии у Boeing 737 во время взлета оторвалось колесо. Неполадку заметил один из пассажиров. В иллюминатор он увидел, как одно из колес катилось рядом с самолетом по взлетно-посадочной полосе. Останавливать лайнер было уже поздно. К счастью, приземление в римском аэропорту прошло успешно. Наконец, Boeing 737-200 (принадлежит компании "Сахалинские авиатрассы"), летевший из Хабаровска в Южно-Сахалинск, вчера совершил посадку с заклинившими закрылками. Никто из пассажиров не пострадал.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 24 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", КД авиа, Быхал Сергей, B737-200С, В737-700С, Компания Boeing в России и СНГ, Самолетостроение, Аврора (Aurora Airlines) (в процессе тестирования)