Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Опубликовано: 25.08.2006, 12:19

Иногда спасти самолет может только "человеческий фактор"


Все чаще в расследованиях причин той или иной катастрофы мы слышим словосочетание: "человеческий фактор". В большинстве случаев под этими словами подразумевают панику, невозможность справиться с ситуацией, на самом же деле - понятие это гораздо шире.

Если углубляться в историю авиации, то еще Жуковский в 1910 г. указал, что личностные характеристики летчика непосредственно связаны с его профессиональной надежностью. Спустя восемь лет, личный фактор предложили учитывать при анализах авиационных происшествий. Спустя годы согласовывать действия человека и техники стало нормой.

К сожалению, это факт - в авиации очень большое количество происшествий связаны с человеческим фактором. Эксперты отмечают, что созданные руками и интеллектом человека сложные механизмы (точнее технические системы) стали чаще выходить из строя не из-за того, что они плохо сделаны или в них что-то сломалось, а из-за действий управляющих этими механизмами людей. В свою очередь неадекватные действия конкретного человека объясняются возросшей, в частности из-за той же сложности технических систем, нагрузкой на его психику.

Несмотря на грустную статистику и некоторые утверждения экспертов, многие жизни были спасены именно благодаря "человеческому фактору".

В июне 2006 года американский самолет Cessna-185 совершал перелет из Невады в Юту. В воздухе у пилота случился сердечный приступ, тем не менее, он сумел посадить самолет и спасти жизни трем пассажирам - летчика спасти не удалось, он умер по дороге в больницу.

В 2005 году свой небольшой самолет после отказа двигателя посадил 87-летний пилот. Взлетно-посадочной полосой на время стала автострада.

Пилоты сажали воздушные судна в таких ситуациях, когда, казалось бы, шансы выжить ничтожно малы: при разгерметизации крупных лайнеров, при непредвиденных ситуациях в небольших самолетах. В Белоруссии в 2004 году у военного самолета Су-27УБ оторвало "откидную часть фонаря кабины пилота", проще говоря - лобовое стекло. При скорости самолета 600 км/час экипаж оказался в открытой кабине. Пилоты могли катапультироваться, но они пролетали над поселком и рисковали жизнями других людей. Подобные трюки невозможно отрепетировать, а действиям в таких ситуациях летчиков даже не учат. Неизвестно, как экипажу удалось посадить самолет - тем не менее, он это сделал.

"Гигантский Boeing 474 готовился к посадке в ночном Сиднее. На борту лайнера было 350 пассажиров. Второй пилот не заметил очевидного - полной отрешенности командира. Только когда стало ясно, что с самолетом происходит что-то неладное, второй пилот обратился к командиру. Но командир не ответил. Он был мертв - разрыв сердца. Тем не менее, ревущую многотонную машину удалось приземлить с невероятными усилиями", - вспоминает "Российская Газета".

Сколько нужно самообладания, чтобы взять на себя управление самолетом в отсутствие капитана? В августе 2005 разбился кипрский "Боинг-737": предположительно с капитаном произошел несчастный случай, а помощник пилота не смог управлять самолетом. Попытку спасти людей предпринял стюард, который имел диплом пилота, но не работал по специальности. Он взял на себя управление, но не смог избежать катастрофы...

Возможно, на крушение Ту-154 под Донецком повлиял и "человеческий фактор". Предположительно, самолет попал в "плоский штопор", выхода из которого пока нет, как отмечают эксперты. С другой стороны, вне сомнения - пилоты сделали все, чтобы спасти пассажиров и лайнер...

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 25 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-154, Компания Boeing в России и СНГ (в процессе тестирования)