О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без рангов и чинов

Можно сколько угодно говорить, что воздушные дороги остаются самыми безопасными для пассажиров. Но любая авиакатастрофа ставит на этом жирный крест

У августа черный цвет? У нынешнего, к сожалению, да. Можно сколько угодно говорить, что воздушные дороги остаются самыми безопасными для пассажиров. Но любая авиакатастрофа ставит на этом жирный крест.

Трагедия в небе над Донецком унесла 170 человеческих жизней. И каждая - бесценна. Авиакатастрофы не признают ни рангов, ни чинов. Вспомним. В 1942-м разбился самолет, на борту которого находился его создатель - советский авиаконструктор Владимир Петляков. В учебном полете в марте 1968 года погиб Юрий Гагарин. Шесть лет назад мартовским утром на взлете погиб президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик, несколько месяцев спустя академик Святослав Федоров...

Наиболее значимой в мировом масштабе политической фигурой, ставшей жертвой авиакатастрофы, стал Генеральный секретарь ООН швед Даг Яльмар Агне Карл Хаммаршельд. 19 октября 1986 года в небе над границей ЮАР, Мозамбика и Зимбабве потерпел катастрофу самолет Ту-134, на котором в Мапуту с международной конференции возвращался президент Мозамбика Самора Машел. 12 ноября 2001 года в районе горного озера Рара на территории Непала разбился вертолет, в котором на горный курорт направлялась непальская принцесса Прекшья...

Как только случается ЧП, на голову общественности обрушивается буквально вал версий. Это, кстати, касается не только авиации. Достаточно вспомнить гибель подводной лодки "Курск", аварии с нашими сухогрузами. Все кому не лень начинают комментировать происходящее. Якобы "причины" лепятся одна к другой, одна другую перекрывают , а то и напрочь отвергают. Хуже всего, что трагедии многие так называемые эксперты, особенно отставники, начинают использовать в лучшем "духе пиара". В самом деле, почему бы громко не напомнить о себе, если за сказанным не потянется шлейф хотя бы малейшей ответственности?

Посмотрите, что происходит сейчас? Правительственная комиссия, созданная в связи с катастрофой самолета Ту-154, еще только начала работу. Только-только из-под обломков достали черные ящики, еще не выветрилась гарь со скорбных останков, а кое-кто уже не прочь измазать грязью экипаж. Дескать, зачем "полезли на грозу"?

То, что не последнюю роль тут сыграла отвратительная погода - с этим почти никто не спорит. Но вот важная составляющая грозового фронта - турбулентность уже стала притчей во языцех. Почти полвека назад конструкторы реактивных самолетов полагали, что новые крылатые машины будут летать "над погодой". О беспорядочных движениях воздушных масс на больших высотах они даже не подозревали. Пока 17 октября 1958 года в тиски необузданной стихии не попал самолет Ту-104, который вел пилот Гарольд Кузнецов. Он совершил настоящий подвиг: с высоты 13 километров, в кромешном аду, когда гигантский восходящий поток воздуха словно щепку бросал машину то вверх, то вниз, командир скрупулезно передавал на землю все, что происходит на борту. Погибнув сам, он спас тысячи людей и целое направление в мировом авиастроении.

"Да проблемы турбулентности - это же вчерашний день", - безапелляционно заявляет один "эксперт". Имя громкое, и читатель ему верит. "Турбулентность - явление сложнейшее, до сих пор толком не изученное, и оно может преподнести любые сюрпризы", - говорит другой. И имя тоже громкое. Читатель верит и ему. "Самолет убила молния, на высоте 11 500 метров пилоты потеряли сознание", - заявляет еще один "авторитетный" спец. Читатель хочет верить и ему, но в голове уже полная каша. Потому что последний раз экипаж послал сигнал SOS с высоты... 3 тысячи метров.

Может ли молния ударить в самолет? Может. Может ли этот удар стать катастрофическим? Конечно. Но мир авиации знает примеры, когда подобное случалось, однако машина и пассажиры оставались целы. Кстати, однажды молния ударила в 8-местный самолет "Сессна", на борту которого находился американский сенатор Эдвард Кеннеди. Борт остался без электроэнергии, и пилоту пришлось совершить аварийную посадку при отключенных приборах в аэропорту города Нью-Хейвен, штат Коннектикут.

Кое-кто уже заявил, что на самолете не хватило топлива. Кое-кто уже склонен искать вину диспетчеров... Пока идет вся эта информационная вакханалия, в Санкт-Петербурге, Анапе, других городах России, в Голландии, Франции почернели от горя те, кто потерял в катастрофе своих близких. Наверное, им сейчас все равно, кто или что виноваты. Им больно. Вдвойне больно от того, что кто-то не прочь "потоптаться" на крови.

Давайте остановимся. Давайте все-таки дождемся выводов специалистов, которые непосредственно занимаются расследованием....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка