О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плоский штопор

Инструкция предписывает летчикам не пересекать грозовой фронт. Потерпевший катастрофу рейс в Санкт-Петербург нужно было отложить, но пилоты Ту-154М почему-то решили этого не делать

В прошлый вторник на Украине потерпел крушение самолет Ту-154М авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс 612 из Анапы в Санкт-Петербург. Катастрофа унесла жизни всех 10 членов экипажа и 160 пассажиров, среди которых было 45 детей.

Подготовка к вылету проходила в обычном режиме. По словам гендиректора ОАО "Аэропорт Анапа" Олега Толстых, в ходе осмотра Ту-154М никаких претензий к самолету у работников аэропорта не было. Единственное, что смутило наземные службы, - надвигающийся грозовой фронт, который находился прямо на трассе следования пулковского рейса. По словам директора компании "Аэронавигация Юга" Валерия Горбенко, соответствующий метеобюллетень был вручен командиру корабля Ивану Корогодину под расписку. Инструкция предписывает летчикам не пересекать грозовой фронт без крайней необходимости. Это означает, что рейс в Санкт-Петербург нужно было отложить, но пилоты Ту-154М почему-то решили этого не делать.

Из Анапы лайнер вылетел точно по расписанию - в 15.05. Но уже через 32 минуты с борта самолета поступил первый сигнал SOS (впоследствии таких сигналов было еще три). В это время лайнер, практически достигнув своего потолка, находился на высоте 12,4 км. Это почти на 2 км выше выделенного ему коридора. По словам директора Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, экипаж, судя по всему, сначала пытался уклониться от грозового фронта, а затем обойти его по высоте. Самолету Turkish Airways, находившемуся в это время в 100 км к югу от Донецка, трагедии удалось избежать: изменив маршрут, он просто вернулся в Стамбул. А вот для Ту-154М попытка перелететь грозу поверху оказалась роковой. По словам г-на Нерадько, высота облаков в районе полета пулковского лайнера достигала 13-15 км. Такие "высокие" грозы часто бывают в Африке и Южной Азии, а в Европейском регионе они встречаются раз в несколько десятков лет. Но 22 августа гроза оказалось именно такой. Самолет попал в мощный турбулентный поток, в котором произошел так называемый сдвиг ветра - неожиданное асимметричное изменение скоростей вертикальных воздушных потоков. Бортовые системы почти всех гражданских самолетов обнаружить это явление не в состоянии. Зато технологии предупреждения и парирования сдвига ветра, работающие на основе лазерно-дальномерного способа идентификации вида ветрового явления и определения его параметров, есть у военных. Но они стоят около 3 млн. рублей и многим авиакомпаниям не по карману. Не было такой системы и на борту пулковского Ту-154М. Между тем, по одной из версий, именно из-за сдвига ветра лайнер вышел на закритические углы атаки (для Ту-154М это примерно 25 градусов), после чего потерял управление и свалился в плоский штопор. Это состояние, при котором самолет падает хвостом вниз, вращаясь вокруг своей оси. Именно такую картину наблюдали жители поселка Сухая Балка Донецкой области, где и разбился Ту-154М. По свидетельству очевидцев катастрофы, лайнер падал "как мельница", но при этом был цел, а его двигатели работали. Спасти самолет в подобной ситуации пока еще никому не удавалось. Чтобы вывести машину из плоского штопора, ее нужно сначала перевести в обычный штопор, а уже затем попытаться набрать высоту. Для истребителя типа Су-30 - это пустяк (соответствующие фигуры высшего пилотажа - "колокол" и "кобра" - часто показывают на авиасалонах), но с магистральным гражданским самолетом проделать такой трюк невозможно - мешает аэродинамика крыльев и не хватает тяги двигателей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка