Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 28.08.2006, 15:00

Авиаторы все же объединятся

ФАС одобрила создание ОАК


В пятницу Федеральная антимонопольная служба одобрила создание Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), несмотря на то что ранее руководитель службы Игорь Артемьев выступал с резкой критикой учреждения подобной монополии. Авиастроители ждали этого решения: все необходимые документы были заранее направлены в ведомство.

В феврале 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ об ОАО "ОАК". По замыслу президента, в уставный капитал корпорации должны быть внесены 100% акций АХК "Сухой", 86% - МАК "Ильюшин", 90,8% - ОАО "Туполев", 58% - Финансовой лизинговой компании, 38% - "Ильюшин Финанс Ко", 38% - нижегородского авиастроительного завода "Сокол", 25,5% - Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имени Ю.А. Гагарина, 25,5% - Новосибирского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова, 15% - внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт". Кроме того, в ОАК войдут ФГУП "РСК "МИГ" и ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова", которые будут преобразованы в 100%-ные государственные ОАО. Государству будет принадлежать 75% акций корпорации.

Логика создания ОАК понятна: сейчас множество производителей пытается независимо друг от друга проектировать и производить собственную авиатехнику - правда, без особого успеха. При этом российские производители невольно конкурируют друг с другом как за бюджетные субсидии, так и за контракты на поставку самолетов. В результате в первом полугодии этого года российский авиапром осилил производство лишь одного пассажирского авиалайнера.

Одним из немногих оппонентов создания ОАК был руководитель ФАС Игорь Артемьев, который в феврале прошлого года раскритиковал идею слияния российской авиастроительной промышленности в одну компанию. Он призвал создателей ОАК обратить внимание на Конституцию, в которой есть слова "конкуренция" и "экономическая свобода".

В случае неконституционного создания подобной структуры он пригрозил его оспорить в Конституционном суде. "У нас никогда не будет положительного отношения к созданию подобных холдингов, на то мы и антимонопольный орган", - говорил весной глава ФАС Игорь Артемьев информационным агентствам.

Его не устраивал тот факт, что разработчики концепции ОАК решили устранить внутреннюю конкуренцию между российскими предприятиями ради совместного участия в соревновании с иностранными производителями. Он призывал "критически рассмотреть обоснование создания этого холдинга, заключающееся в том, что в результате Россия выиграет конкурентную борьбу на мировом рынке". Впрочем, уже тогда мало кто всерьез поверил в решимость Игоря Артемьева отстаивать принципы честной конкуренции: незадолго до этого ОАК получила благословение президента РФ Владимира Путина.

Теперь ФАС изменила свою позицию. "Мы уверены, что структурные преобразования в отрасли позволят повысить конкурентоспособность России на мировых рынках и обеспечить создание новых моделей самолетов", - отметил в пятницу заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. С ним согласен представитель НП "ОАК" Максим Сысоев. По его словам, отечественные авиапроизводители не должны соперничать внутри страны. "Те же "МиГ" и "Сухой" должны конкурировать вне страны", - уверен он.

 

Дайджест прессы за 28 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 28 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, Ильюшин Финанс Ко., Туполев, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Объединенная авиастроительная корпорация, Авиационная промышленность, Артемьев Игорь, Т-401, Самолетостроение, Сокол (в процессе тестирования)