О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВТБ уходит в небо

Германия, Франция и Испания, создавшие авиастроительный концерн EADS, могут получить в партнеры Внешторгбанк. Российский госбанк потратил около $1 млрд на скупку 5% концерна

Германия, Франция и Испания, создавшие авиастроительный концерн EADS, могут получить в партнеры Внешторгбанк. Как стало известно "Ведомостям", российский госбанк потратил около $1 млрд на скупку 5% концерна. Хотя чиновники называют сделку чисто рыночной, они говорят, что ее цель - "государственные интервенции" и участие в управлении EADS.

European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) N.V. зарегистрирована в Нидерландах. Выручка в первом полугодии 2006 г. - 19 млрд евро, чистая прибыль - 1,04 млрд евро. Активы EADS - 100% Eurocopter (вертолеты), Astrium (спутники), 50% ATR (турбовинтовые самолеты), 47% Dassault (истребители), 40% MBDA (ракеты). А самый ценный актив - 80%-ная доля в Airbus, крупнейшем в мире производителе лайнеров с выручкой за 2005 г. 22 млрд евро (данные EADS).

О скупке акций EADS Внешторгбанком "Ведомостям" рассказали высокопоставленный госчиновник, источник, близкий к EADS, а также источник, близкий к Внешторгбанку. По словам источника, близкого к корпорации, ВТБ начал скупать акции EADS на рынке в начале лета, совершая совсем небольшие сделки. Так банк собрал около 4,5-4,8% акций примерно за пару месяцев, продолжает он. По котировкам за последние два месяца пакет EADS размером 4,8% акций должен был обойтись госбанку примерно в $1 млрд. Госчиновник подтверждает, что ВТБ собрал около 5% акций EADS. По его словам, это "чисто рыночная сделка", но перепродавать их госбанк не собирается. Акции будут консолидированы с "другими активами", уверяет он, не уточняя, впрочем, какие активы имеются в виду. А источник, близкий к ВТБ, добавляет, что сделка с акциями EADS у госбанка еще не закрыта, на скупку расходуются средства ВТБ - объемом до $1,2 млрд. Вице-президент ВТБ Василий Титов от комментариев отказался. А представитель EADS Грегор Курсель говорит, что у компании нет данных о появлении нового акционера в лице ВТБ или связанных с ним структур. Реестр акционеров EADS ведут 10 банков, и изменения в нем сообщаются компании при сделках с пакетом выше 5%. Таких изменений за последнее время, по словам Курселя, не было.

Даже меньший пакет означал бы прорыв: российский госбанк может стать совладельцем корпорации, образованной путем слияния активов трех европейских держав. В 2000 г. EADS получила активы германской DaimlerChrysler Aerospace, испанской госкорпорации CASA и двух французских компаний - частной Matra (сегодня Legardere) и государственной Aerospatiale. В итоге по 30% акций EADS получили DaimlerChrysler AG и французский холдинг SOGEADE (по 50% в нем у Legardere и правительства Франции). 5,5% достались испанскому госхолдингу SEPI. Еще 30% акций EADS были размещены на биржах Франкфурта, Парижа и Мадрида.

Как раз летом, когда, по словам собеседников "Ведомостей", шла скупка, EADS потряс глубокий кризис, которым воспользовался ВТБ, проведя "чисто рыночную сделку" в момент "резкого снижения стоимости акций компании", говорит чиновник. Несколько топ-менеджеров EADS признались, что продали акции концерна на пике. В апреле Lagardere и DaimlerChrysler сообщили, что продадут по 7,5% ее акций. А в июне EADS сообщила о снижении прибылей на 2 млрд евро в период до 2009 г. В июне акции EADS рухнули на 26%, а обороты по ним достигли рекордных 70 млн штук в день против обычных 5-10 млн. С мартовского пика капитализация упала на 43,4%, а вскоре руководители EADS и Airbus вынуждены были уйти. Вчера капитализация EADS на Paris Stock Exchhange составляла в $23,55 млрд.

Хотя чиновник называет сделку рыночной, он подчеркивает, что ВТБ не продаст акции после подорожания, так как эту долю можно "консолидировать", "провести государственную интервенцию" и тогда появится возможность поучаствовать в управлении EADS. Эта тема всплывает не впервые. В декабре 2004 г. в Ганновере экс-канцлер Германии Герхард Шредер поставил вопрос о покупке EADS 10% акций "Иркута", а президент Владимир Путин заметил, почему бы не рассмотреть вопрос, напоминает менеджер одного из авиастроительных предприятий. В феврале 2005 г. при выкатке лайнера А380 Шредер публично заявил, что у России должно быть место в "лодке EADS". И предполагалось, что это будет не символическое участие: источник, близкий к EADS, говорит, что обсуждался пакет в 10-15%, причем как в самом EADS, так и в основной ее "дочке" - Airbus. При этом у самого EADS уже есть доля в российских активах: в 2005 г. концерн купил 10% акций компании "Иркут", которые сможет обменять долю в Объединенной авиастроительной корпорации, в которой планируется объединить два десятка крупных авиастроительных компаний, заводов и конструкторских бюро (указ о создании ОАК в феврале подписал Путин, ее стоимость эксперты оценивают в $4 млрд).

Покупка доли в EADS еще не означает для ВТБ участия в управлении. Независимо от пакета попасть в совет директоров без поддержки DaimlerChrysler или Франции нельзя: как следует из устава EADS, правом голоса при выборе членов совета обладают только эти два акционера. Они могут номинировать по четыре кандидата каждый, добавляя пятую, "независимую" кандидатуру. Так что сделка ВТБ, если она состоится, лишь первый шаг, подчеркивает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Он допускает, что вопрос о росте российской доли в EADS и участии в управлении может возникнуть на трехсторонней встрече Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Жаком Шираком, которая намечена на сентябрь. Правда, источник в администрации президента сомневается, что эта тема будет публично обсуждаться на предстоящей встрече Путина с лидерами Германии и Франции во второй половине сентября.

Руководитель Роспрома Борис Алешин заявил, что слышит о сделке ВТБ впервые. Он считает, что покупки 5% EADS для серьезного партнерства недостаточно. Гендиректор РСК "МиГ" Алексей Федоров, предложенный премьером на пост руководителя ОАК, от комментариев отказался. Получить комментарии акционеров EADS, а также французских и германских властей вчера не удалось....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка