Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 30.08.2006, 13:48

Авиапрому подкинут денег

На поддержание отрасли до 2015 года будет выделено 340 млрд руб.


Правительство подправило федеральную целевую программу развития гражданской авиатехники, продлив срок ее действия еще на пять лет - до 2015 года. Теперь программа предусматривает, что объем финансирования отрасли вырастет в несколько раз и до 2015 года составит 338,8 млрд руб. Впрочем, эксперты отмечают, что даже такая сумма слишком скромна, чтобы вернуть авиапрому былое величие.

В соответствии с постановлением правительства, подписанным премьером Михаилом Фрадковым, заказчиком и координатором программы выступит Минпромэнерго. Из общей суммы предусмотренного финансирования 188,2 млрд руб. должен выделить федеральный бюджет (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 141,9 млрд руб., на капитальные вложения - 22,7 млрд руб). Внебюджетных средств, как ожидается, будет привлечено 150,8 млрд руб.

Разработчики программы уверены, что это позволит отечественному авиапрому к 2015 году занять не менее 5% мирового рынка продаж гражданской авиационной техники. В соответствии с программой, ежегодные продажи магистральных и региональных самолетов российского производства к 2015 году составят 65-85 единиц на сумму в 53,5 млрд руб. Объем продаж в рамках кооперационных проектов должен достичь 7,2 млрд руб., стоимость послепродажного обслуживания ранее поставленной техники составит 12 млрд руб.

По словам экспертов, новая редакция программы сделала ее более понятной и реалистичной. В ней прописаны источники расходов, конкретные программы, на которые будут потрачены деньги, названия новых разработок самолетов, отмечает руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев. "Кардинальное отличие состоит в том, что в программе появились целевые индикаторы, такие как объем продаж готовой продукции, лицензий и услуг. Она более сосредоточенна, так как имеет меньшее количество программ и более высокий уровень их финансирования", - подчеркнул эксперт. Например, за 2002-2005 годы из федерального бюджета было выделено около 13 млрд руб., а в 2006-2015 годах объем бюджетных инвестиций составит 188 млрд руб.

В частности, программа предусматривает, что ставка в ближайшие годы будет делаться на производство дальнемагистральных самолетов Ил-96-400, среднемагистральных Ту-204-300, транспортных Ан-124, а также вертолетов Ми-38 и Ка-62. В ближайшие годы на рынок должны выйти региональный пассажирский самолет Superjet, а также МС-21 (финансирование проекта его создания начнется с 2008 года).

"Программа в старой редакции не отвечала реалиям рыночной экономики, так как на выделяемые из бюджета средства построить было ничего невозможно. Чуть ли не половина, а то и более пунктов старой редакции программы так и не были исполнены", - отмечает Олег Пантелеев. По его словам, новая редакция программы привязана к созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая должна объединить все крупнейшие предприятия отечественного авиапрома. "По сути, те продукты, которые будет производить ОАК, будут финансироваться по этой программе", - пояснил он.

Однако участники рынка не разделяют этого оптимизма. "[Выделяемых] средств не так уж и много, это копейки для такой большой отрасли", - сказал РБК daily на условиях анонимности представитель авиапрома, знакомый с ходом создания ОАК. По его словам, принятая редакция разрабатывалась два года назад, потом в течение года согласовывалась и поэтому "безнадежно отстала от жизни". Так что со следующего года ОАК начнет заниматься корректировкой выделяемых средств в сторону увеличения. "Реальные цифры указаны в ней только до 2009 года, а все остальное - прогноз", - отметил собеседник РБК daily. По его мнению, объем выделяемых средств надо увеличивать в разы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 30 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-60, Ми-38, Ан-124-100 Руслан, Ту-204-100, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Ту-204-300, МС-21 (в процессе тестирования)