Источник: газета «Парламентская газета»
Автор: Леонид Николаев
Опубликовано: 30.08.2006, 17:38

Авиапрому пора выходить из штопора. Финансового


Мы опять платим. Точнее - расплачиваемся. Своими деньгами, своим сердцем за свои же жизни. За жизни детей, жен и матерей, покупая билеты "туда", и право вернуться "обратно". Нам приходится оплачивать, а затем оплакивать приобретенный в очередной авиакассе "билет на небо".

Летчики - народ суеверный. Нельзя фотографировать машину перед взлетом, разве что убедив командира корабля, что только что отснятая пленка, которую надо привезти в Москву, и станет лучшим "оберегом" воздушного крейсера. Кстати, кто не поленится заглянуть в подшивку "Правды" полувековой давности, в те времена главной газеты страны, увидит краткую подпись под фотоснимком: "Доставлено в редакцию летчиком имярек".

Вспоминается одна история - самолет Маршала Советского Союза, направлявшегося в очередную командировку, попал в грозу. Машину стало серьезно трясти. Слегка испугавшись, маршал отдал приказ порученцу: "Командира корабля ко мне!" Под светлыми очами маршала моментально появляется командир.

- Ну и куда ты меня... (далее упоминаются все предки русского небесного воинства, начиная с Икара и Ильи-пророка), завез?

- В грозу, товарищ маршал, погода плохая.

- Ну сядем хоть?

- Товарищ маршал, еще ни один летательный аппарат в воздухе не оставался...

Вот что рассказал мой товарищ из информационного агентства:

- Трагедия в Иркутске, где 9 июля катастрофа аэробуса А310 унесла жизни 127 человек, ряд случившихся в середине июля серьезных авиапроисшествий словно предвещали, чем закончится полет рейса 612. Это заставляет задуматься не только о проблеме безопасности полетов, но и о перспективах развития отечественной авиационной промышленности.
Примерно половина из 5 тысяч самолетов, которыми сейчас располагают российские авиакомпании, выработали свой ресурс. Какая техника, чьего производства придет им на смену? По оценкам экспертов, к 2010 году российским авиаперевозчикам потребуется закупить минимум 200 магистральных лайнеров, около 300 самолетов для местных авиалиний и примерно 80 - 90 грузовых кораблей.

В создании авиационной техники задействовано около полутора тысяч предприятий различных отраслей промышленности. Однако их огромный потенциал используется далеко не полностью. Так, в 2004 году из сборочных цехов выкатили всего 12 пассажирских лайнеров. Итоги 2005 года еще скромнее - 8 собранных машин, причем два новых Ил-96 закупила Куба. Если подобные темпы пополнения авиапарка отечественных авиакомпаний сохранятся, то уже в ближайшие годы рынок авиаперевозок ждет серьезный кризис.

Накануне встречи глав государств - участников G8 в Санкт-Петербурге, министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил отменить 20-процентную пошлину и 18-процентный налог на добавленную стоимость (НДС) на ввоз новых пассажирских лайнеров. (Авиаперевозчики, кстати, не раз обращались в Правительство с просьбой если не отменить, то хотя бы снизить импортные пошлины). Но даже если новые зарубежные лайнеры в одночасье подешевеют, далеко не всем отечественным авиакомпаниям эта техника окажется по карману.

Вопрос о пошлинах на авиационную технику оставался и судя по всему остается одним из ключевых в ходе переговоров с США о вступлении России в ВТО. Уместно вспомнить, что в 2004 году США призвали страны Евросоюза покончить с практикой государственных инвестиций в концерн "Эйрбас", пригрозив серьезными разбирательствами в арбитражном суде ВТО. Не пожалели даже Великобританию, якобы уличенную в кредитовании из госбюджета "Эйрбаса" на сумму в 600 миллионов долларов. Европейцы в долгу не остались, заявив, что государственными инвестициями можно считать и военные заказы Пентагона корпорации "Боинг". Где гарантии, что подобные обвинения не будут предъявлены и России, где уже в сентябре будет зарегистрирована Объединенная авиастроительная корпорация, в которой контрольный пакет акций будет принадлежать государству?

Без серьезных бюджетных вливаний нашему авиапрому не выстоять, самолеты так и будут входить в неуправляемый штопор. Износ основных фондов на авиастроительных предприятиях уже превысил 50 процентов, оборудование изношено на 70 - 75 процентов. Не хватает квалифицированных кадров, ветераны ушли на покой, а молодежь еще учить и учить надо. Если не восстановить связь поколений, важнейшие производственные школы будут утрачены.

И все же русские машины надежны. ...По взлетающему из Сараева военно-транспортному Ил-76 один засевший в горах "джигит" выпустил очередь из пулемета. Когда через 40 минут мы пришли в Загреб, командир корабля показал мне 18 дырок на киле воздушного крейсера, перекрашенного в белый цвет ООН. Прошив пулями нарисованную на хвосте надпись "UN", он не смог перебить систему управления горизонтальным рулем. Не зря, видно, молились две католические монашки, между которых мне пришлось занять место на одном из откидывающихся кресел, что расположены вдоль борта наших грузо-десантных машин...

***
Когда номер уже подписывался в печать, в редакцию "ПГ" пришло письмо, подписанное заслуженными летчиками-испытателями СССР, Героями России А.Н. Кнышевым и В.Н. Матвеевым. По их мнению, в список национальных программ должна быть включена программа "Возрождение авиации России".

 

Дайджест прессы за 30 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 30 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ил-76 МД, Левитин Игорь, Объединенная авиастроительная корпорация, Ил-76, Компания Boeing в России и СНГ, Самолетостроение (в процессе тестирования)